Вдыхая счастье – выдыхай добро…
И помни, этот день – прекрасный самый!
Пошли Вселенной в небо телеграмму:
«Благодарю за хлеб и тёплый кров.
За то, что я проснулся и здоров.
За смех детей и Солнце за окном.
За кофе с молоком и марципаном.
За то, что я лишь капля океана –
Но так велик, как этот океан.
За то, что у меня внутри фонтан
Любви и света, нежности и грёз –
И целый сад цветущих алых роз.
Благодарю за радость и за боль.
За опыт, данный небом и судьбой.
За Ангела Хранителя крыло.
За то, что не случилось (а могло!).
За Солнца луч, пронзивший синеву.
За то, что я хожу, дышу, ЖИВУ !»
И пусть, как мир, предание старо:
Вдыхая счастье – выдыхай добро!

ВЕСЕННЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ⁠ ⁠

Из старой сгнившей листвы
Прорастают Весной цветы.
Так и души, подобно цветам –
Разцветают, любовь находя!

ВЕСНА-КРАСНА БУДИТ НАС ОТ СНА )) !!⁠ ⁠

Крокусы Весной цветут и пахнут –
С ангелом земли в лучах разсветных
На лесной поляне пробуждаясь!

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА . ⁠ ⁠

И глазами детей
Вдруг посмотрят на мир наши Души.
И глазами детей
Обновится покров старика.
И глазами детей
Будет чутко Вселенная слушать.
И глазами детей
Оживут Золотые Века!

Очень жаль, что всю прелесть детства мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми. В детстве всё было другим. Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и всё нам казалось гораздо более ярким.

Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше трава. И шире было человеческое сердце, острее горе и в тысячу раз загадочнее была земля, родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни.

Каждая секунда, каждая минута нашей жизни могут стать счастливыми. Где бы мы ни были, в любое время, мы способны радоваться солнечному свету, нашему существованию – и даже ощущению собственного дыхания. Я дышу – и значит, я люблю! Я люблю – и значит, я живу.

Закрой глаза, представь, что тебе пять лет – и посмотри в окно ещё раз. Представь, что тебе ещё не нужно выбирать, во что верить, потому что нет никакого выбора – всё едино, всё неделимо. Ещё не нужно искать смыслы, наделять что-либо значимостью. Ты ещё путаешь «вчера» и «завтра» просто потому, что время не имеет никаких насечек, оно даже не длится, оно просто есть. И ты просто есть – и от этого практически неуязвим и категорически безсмертен. И ломтик янтарной дыни или кружка свежей малины делает тебя абсолютно, абсолютно счастливым.

МАГИЯ СКАЗОЧНЫХ КОСТРОВ ДЕТСТВА

Мне вспомнился один давний забытый образ своего деревенского детства. Тогда мы, ребятишки, любившие больше всего на свете огонь и воду, часто, очень часто жгли костры. Летом и до глубокой осени мы собирались по вечерам за деревней, ломали ольховый сушняк – и зажигали свой пожог.

До тёмной ночи мы пекли картошку, прыгали через огонь и рассказывали жуткие бывальщинки. Звёздная ночь, широкая и тёмная, громоздилась вокруг нашего светлого пожога. Ночная птица, лунь либо сова, иногда вырывалась из темноты – и беззвучно шарахнувшись, жутко, около самого уха прошумев мощным крылом, исчезала. Изредка с невидимого дальнего луга долетало до нас долгое ржанье лошади. Матери и старшие сёстры уже окликали нас из деревни, а мы всё сидели у своего костра, уткнувшись в колени подбородками.

И таким загадочно-радостным, необычным казался нам окружающий мир, что не хотелось расходиться. Мы покидали пылающий, вошедший в силу костёр с горечью и неохотой. И такими скучными, обыденными казались нам наши соломенные постели.
Нам казалось, что там, в ночном поле, где всю ночь одиноко, светло и жарко полыхает наш ясный отрадно-загадочный костёр, осталось что-то самое главное, самое интересное и таинственное.

В детстве, подрастая среди северных лесов, я не знал, что есть четыре времени года – и думал, что их десятки: время ночных гроз, время зарниц, время лесных костров, время крови на снегу, время заиндевевших деревьев, согнувшихся деревьев, плачущих деревьев, блестящих деревьев, бородатых деревьев, время деревьев, которые покачивают только верхушками, и время деревьев, которые роняют своих детей. Я любил время искрящегося снега, воздушного снега, скрипящего снега – и даже грязного снега и каменного снега, потому что это значило, что скоро придёт время цветов на реке.

А какое время сейчас за вашим окном?
В вашем доме?
В вашей душе?

Исчезает-тает малыш
В зимнем Солнце –
Уходит в Себя.

Лето в сердце мальчишки живёт.
Лето в сердце мальчишки поёт –
И в завьюженной стуже зимы
Видит он свои летние сны.

БЕЛОБРЫСОЕ ЛЕТО ДЕТСТВА

Меня всюду преследует образ нелепый твой,
Белобрысое лето – вдруг ставшее чем-то лишним.
И из офиса хочется вырулить не домой –
А к забытому саду, пропахшему спелой вишней.
Забежать в старый дом, распахнуть, не стесняясь, дверь –
И с порога услышать: «А кто же ко мне приехал?
Как ты вырос! Не верится!» – «Бабушка, уж поверь!»
Получить поцелуй, заливаясь счастливым смехом –
И опять убежать, распрощавшись на целый день.
Это новая жизнь, здесь нельзя пропустить начало!
Перепрыгнуть с разбега качающийся плетень.
Пролететь через поле зверёнышем одичалым.
Заблудиться в подсолнухах, в руку поймать жука.
Выйти к лодочной пристани, встретив попутный ветер.
И увидеть друзей, помогающих рыбакам.
Разгружать не спеша их набитые рыбой сети.
А потом всей гурьбой прямо с пирса нырять в волну,
И купаться не в речке – в растаявшем изумруде!
Развалиться в песке – и украдкой успеть вздремнуть,
Пока кто-то тебя громким возгласом не разбудит.
Пообедать картошкой, печёной в золе костра,
И напиться воды из общественного колодца.
Непременно поспорить, за пазухой пряча страх,
Что ты сходишь на кладбище после захода солнца.
Не забыть и про лес, ожидавший тебя весь год:
Босиком пробежаться по мшистой его опушке…
И на ужин прийти отдохнувшим от всех невзгод,
Вроде школы, где летом пылятся Толстой и Пушкин.
Ночевать во дворе, под луной расстелив матрас.
Любоваться на звёзды – и петь под гитару друга
О героях, бродягах и призраках автотрасс,
Наблюдая, как тлеет ещё не погасший уголь.
По росе убегать на рыбалку к пяти утра –
Разгоняя туман, недовольный твоим соседством.
И не ведать ещё одиночества и утрат.
Только свежий улов, только летняя радость детства!
Сколько новых дорог станут старыми за июль?
Сколько будет падений — с крыш, с веток, с велосипедов?
Сколько раз добрый дед вдруг усадит тебя за руль,
С лёгким сердцем доверив лазоревую«Победу»?
А потом всё пройдёт, будто не было этих лет.
Как вернуться назад – знает только один Всевышний.
И стоит одиноко на старом моём столе
Фотография сада, пропахшего спелой вишней.

Я ПОДОЗВАЛ КОНЯ .

Песня из х/ф «Пацаны» 1983 г. Музыка и вокал – Виталий Черницкий. Слова В. Большакова. Идеально подобранный видеоряд из почти документального фильма о реальной дружбе мальчика и чёрного скакуна. Плюс нарезка из белорусского фильма «Осенние сны».

Неотъемлемый элемент любого хайку — это специальное сезонное слово под названием киго, которое призвано вызвать у читателя стойкую ассоциацию с определённым временем года. Этих слов великое множество — есть даже отдельные словари, в которых собраны исключительно они. В этой статье же мы познакомимся с сезонными словами, которые связаны с нашими обаятельными пушистыми любимцами — кошками !

Что такое киго

Хотя сам термин киго был придуман лишь в начале XX века, слова, связанные с сезонами года, японские поэты использовали в своих стихотворениях более 1000 лет назад. В период Хэйан (794—1185 гг.) появились рэнга — большие поэмы со множеством строф, в которых встречались киго. К XIII веку сформировались правила, по которым сезонные слова должны были быть использованы примерно в половине всех строф рэнга, и в том числе в открывающей первой строфе — хокку. Позднее из хокку развилась отдельная форма поэзии — хайку, которая потянула за собой и сезонные слова. Сейчас использование киго в хайку считается если не обязательным, то крайне желательным.

Существуют самые разные сезонные слова. Некоторые из них довольно очевидные: 雪解け юкиёкэ « устранение снега » — весна, 万緑 банрёку « сплошная зелень » — лето, 咳 сэки «кашель » — зима и так далее. Тем не менее, иногда встречаются киго, которые могут быть куда менее понятны для непосвящённго человека, ведь частенько сезонные слова связаны с культурными особенностями японцев и даже с их религиозными представлениями. Например, слово 月 цуки «луна» — это сезонное слово осени, несмотря на то, что её можно видеть круглый год. Однако именно осенью в Японии устраивают фестивали любования луной — цукими . Также луна может выступать в качестве символа буддистского просветления.

Кошачьи киго ранней весны

Киго 猫の恋 нэко-но кои « кошачья любовь » — это сезонное слово весны и в особенности ранней весны. Среди похожих на него слов также есть: 恋猫 коинэко « любящая кошка » , 猫の妻 нэко-но цума « кошачья жена » , 猫の夫 нэко-но цума « кошачий муж » , 浮かれ猫 укарэнэко « веселящая кошка » , 戯れ猫 тавамурэнэко « заигрывающая кошка » , 通ふ猫 каёу нэко « гуляющая кошка » , 猫の契 нэко-но тигири « кошачья течка », 猫さかる нэко сакару « кошка в период течки » , 春の猫 хару-но нэко « весенняя кошка » и 孕み猫 хараминэко « беременная кошка » .

Кошачья любовь

К концу подошла —

Туманная луна в спальне.

Мацуо Басё (1644—1694 гг.)

Весёлый квартал

В дневную пору притих.

Кошачья любовь.

Нагаи Кафу (1879—1959 гг.)

Влюблённый кот,

Позабыв обо всём,

Заходится воплем!

Адзуми Ацуси (1907—1988 гг.)

У кота-любовника

Только глаза и остались —

Исхудал до предела!

Нацумэ Сосэки (1867—1916 гг.)

Ах, ночной ветер,

Перемешанный с криками

Влюблённых котов!

Хасэгава Кай (родился в 1954 году)

Вот что говорит о «кошачьей любви» Ямамото Кэнкити (1907—1988 гг.) — писатель, литературный критик и видный исследователь хайку, который изучал сезонные слова:

В обычной жизни это предельно близкое сезонное явление, но поэзия вака и рэнга избегали подобных тем из житейского мира.

Однако в мире комизма и юмора поэзии хайкай (прим. жанр поэзии, который включает в себя в том числе хайку) «кошачья любовь» начинает приобретать комическую красоту, которую нельзя не заметить. Это была сезонная тема, которую любили и включали в свои стихотворения последователи Басё.

«500 основных сезонных слов», Ямамото Кэнкити, издана в 1989 году

Кошачьи киго поздней весны

В результате кошачьей любви на свет появляются котята. Поэтому киго поздней весны становятся следующие слова: 仔猫 конэко « котёнок » , 孕み猫 хараминэко «беременная кошка» (это слово также относится и к ранней весне), 猫の産 нэко-но сан «кошачьи роды», 親猫 оянэко « кошка-родитель » , 猫の親 нэко-но оя « кошачий родитель », 子持ち猫 комотинэко « кошка, у которой есть котята ».

На открытую ладонь

Сажаю котёнка —

Оценка качества.

Томиясу Фусэй (1885—1979 гг.)

Дети чёрной кошки

Топают друг за дружкой.

Ах, лунная ночь!

Иида Рюта (1920—2007 гг.)

Обнимает котёнка

Владелец ломбарда.

Пенсне на носу.

Синода Дзюнго (родилась в 1965 году)

Мал котёнок,

Да знает уже,

Как бегством спасаться.

Инахата Тэико (1931—2022 гг.)

Плачет котёнок.

Хорошая мишень

Для резиночного ружья.

Идзута Сюкэн (1926—2018 гг.)

Плач ребёнка

И мяуканье котёнка…

Нет больше сил!

Коно Мики (родилась в 1935 году)

Новорождённые котята очаровательны по своей природе. Но смотря на этих беззащитных созданий, многие могут погружаться в мысли о том, какие трудности и преграды будут ждать их в жизни. Это порождает чувство, которое японцы называют аварэ — восторженная печаль, напрямую связанная с осознанием бренности мира. Поэты хайку часто пытаются передать это чувство в своих произведениях.

Диптих «Мускусные кошки и собаки», Эйха Катаги

Кошачьи киго зимы

Среди кошачьих киго есть и такие слова: 竈猫 камадонэко/хэццуйнэко «кошка у печи», 悴け猫 кадзикэнэко «кошка, коченеющая от холода», 灰猫 хайнэко «кошка, измазавшаяся в пепле», 炬燵猫 котацунэко «кошка на котацу (традиционный японский обогреватель)». Все они относятся к зимним месяцам и описывают мёрзнущих кошек.

Ведомо кошке,

Лежащей у печки.

Томиясу Фусэй (1885—1979 гг.)

Приоткрыв глаза,

Смотрит неодобрительно

Кошка с котацу.

Мацумото Такаси (1906—1956 гг.)

Сейчас дух огня

На время свой пост оставил —

в печке лишь кошка.

Кай Митико (родилась в 1960 году)

Окликни её —

Хвостом ответно вильнёт.

Кошка у печки.

Ёкота Кэйко (современный поэт)

Кот на печке лежит —

Совсем не похож на того,

Что у Нацумэ Сосэки*.

Ямагути Юко (современный поэт)

*Нацумэ Сосэки — японский писатель начала XX века. Самым известным его произведением является «Ваш покорный слуга кот», в котором повествование ведётся от лица бойкого кота, живущего в доме учителя. Его прообразом стал кот самого Сосэки, который по утверждению писателя умер, тихо лежа на печке.

Киго 竈猫 камадонэко/хэццуйнэко «кошка у печи» стало сезонным словом относительно недавно — когда его использовал в своём стихотворении Томиясу Фусэй (1885—1979 гг.). И хотя сейчас печи можно увидеть довольно редко, 燵猫 котацунэко «кошка на котацу» — до сих пор актуальное слово.

Сцена в интерьере с котом на котацу из книги «Книга с картинками: Цветы четырех времён года», Китагава Утамаро, 1801 год

Сезонные слова других животных

Можно привести и другие киго братьев наших меньших. Многие их них также относятся к весне и описывают «любовь животных»: 獣交る кэмоно сакару «звери спариваются», 種馬 танэума «жеребец-производитель», 孕み鹿 харамидзика «беременный олень», 犬交る ину сакару «собаки спариваются» и так далее. У оленей период спаривания выпадает на осень, и их крики печали часто встречаются и в стихотворениях вака. Когда весной становится заметно, что в животе оленя находится плод, сезонным словом становится 孕み鹿 харамидзика «беременный олень». Сезонным словом лета, соответственно, является 鹿の子 сика-но ко «оленёнок».

Если изучить вопрос, то окажется, что у кошек больше сезонных слов, чем у других животных, и количество хайку с ними действительно внушительное. Это может быть связано с тем, что кошек издавна держат в доме (в отличие, например, от собак) и они живут бок о бок с людьми.

нерушимая гора
бьет ветер в лицо
это я живу.. .

Выбирайте: ИНТЕРНЕТ — это бездонный колодец поиска:

***
Луна-проводник
Зовет: “Загляни ко мне”.
Дом у дороги.

***
Протянул ирис
Листья к брату своему.
Зеркало реки.

***
Парят снежинки
Густою пеленою.
Зимний орнамент.

***
Полевой цветок
В лучах заката меня
Пленил на миг.

***
Долгий путь пройден,
За далеким облаком.
Сяду отдохнуть.

***
“Осень пришла! ” —
Шепчет холодный ветер
У окна спальни.

***
Срез спиленного
Ствола вековой сосны
Горит, как луна.

***
Над вишней в цвету
Спряталась за облака
Скромница луна.

***
Взмах весла, ветер
И брызги холодных волн.
Слезы на щеках.

***
Ива на ветру.
Соловей в ветвях запел,
Как ее душа.

***
Как воет ветер!
Поймет меня лишь тот, кто
В поле ночевал.

***
Крылья бабочек!
Разбудите поляну
Для встречи солнца.

***
Жадно пьет нектар
Бабочка-однодневка.
Осенний вечер.

***
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка
Всплеск в тишине.

Тихая лунная ночь…
Слышно, как в глубине каштана
Ядрышко гложет червяк.

***
Вновь выпил вина,
А все никак не усну,
Такой снегопад.

***
Чайку качает,
Никак спать не уложит,
Колыбель волны.

***
Воробей, не тронь
Душистый бутон цветка.
Шмель уснул внутри.

***
Сосновая ветвь
Коснулась воды – это
Прохладный ветер.

***
Спать бы у реки
Среди пьянящих цветов
Дикой гвоздики.

***
Луна проплыла,
Ветви оцепенели
В блестках дождевых.

***
Вновь встают с земли
Опущенные дождем
Хризантем цветы.

***
Верь в лучшие дни!
Деревце сливы верит:
Весной зацветет.

***
Трепещут цветы,
Но не гнется ветвь вишни
Под гнетом ветра.

Хокку про природу цветы животных

Хокку — это стихотворение, состоящее из трёх строк, первая и третья из которых — пятисложные, а вторая — семисложная. Некогда хокку являлись вводными строками танка, а потому перевод этого слова означает «вводные стихи». Шли века, и хокку стали основной формой, в которую вовлекалось поэтическое слово.

Своеобразная поэтика, предельная краткость и непременное обращение к природе, — вот основные правила создания такого стихотворения. На самом деле, этих правил — намного больше, а учиться писать хокку одарённые японцы были вынуждены у лучших поэтов своего времени. десятилетиями. К занятиям этим ещё и добавлялись уроки живописи.

Человек, изображённый в японском трёхстишии, всегда находится на фоне явлений природы. Хокку обязано передавать и показывать, а не называть. Такие стихи именуют «картинами природы» в поэзии, и неслучайно к хокку часто создавались полотна.

Хокку про природу цветы животных

Отличительная черта трёхстиший — соотнесение человеческих переживаний с временем года. В классическом стихосложении обязательным является употребление «сезонного слова» — киго. Задача поэта — проникнуть в суть явления или предмета, отрешившись от своего «я» и «эго».

Прекрасно, если поэт сумеет ответить в каждой из строк на вопросы «Где?», «Что?» и «Когда?», хотя современная японская поэзия всё чаще нарушает основные правила сложения хокку.

Хокку — это особый взгляд на мир, красоты природы и замысел высших сил, проявляющийся в любом предмете, которого мы можем коснуться. Хокку — это вечное волшебство, тонкие миры человеческих чувств, способ осмысления мира. Всего три нерифмованных строки готовы соперничать по своей поэтической ценности с любым из прославленных европейских стихотворений. То, что мы выразим на листе бумаги или в романе, японец сможет сказать в трёх строках, где обдумано и взвешено каждое слово.

Хокку про природу цветы животных

Не оттого ли — так прекрасны строки?

Наша жизнь — росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь — и все же.

(Исса)

Тишина кругом.
Проникают в сердце скал
Голоса цикад.

(Басё)

Некуда воду из чана
Выплеснуть мне теперь.
Всюду поют цикады!

(Оницура)

Слагатели хокку, (поэт пишущий хокку называется хайдзин), вкладывают в эти три строки глубокий смысл и размышление через ощущения и переживания. Так японские поэты чувствуют и природу, передавая её настроение и свои чувства в складывании хокку.

Хокку о природе

Мидзухара Сюоси «Цикады весной»

Хокку про природу цветы животных

Цикады весной!
Вижу папоротник глянцевитый —
просвет в чащобе…

Масаока Сики «Нарисован пион»

Хокку про природу цветы животных

Нарисован пион —
тушь и кисти так и остались
лежать на блюде…

Танэда Сантока «Утренний туман»

Хокку про природу цветы животных

Утренний туман
уходит тихонько туда,
куда ему надо…

Танэда Сантока «Родные края»

Хокку про природу цветы животных

Мацуо Басё «Полевой цветок»

Хокку про природу цветы животных

Полевой цветок
В лучах заката меня
Пленил на миг.

Масаока Сики «Неожиданный гром»

Хокку про природу цветы животных

Неожиданный гром —
от испуга и удивленья
поднялся с ложа…

Мидзухара Сюоси «Цветы чая»

Хокку про природу цветы животных

Полумраком окутан,
чай цветет на отрогах гор —
наступает лунная ночь…

Акутагава Рюносукэ «Осенний денек»

Хокку про природу цветы животных

Осенний денек.
Макушки больших кипарисов
склонились набок…

Накамура Кусадао «Туман поредел»

Хокку про природу цветы животных

Туман поредел —
и столбом под солнцем поднялся
черный дым вулкана…

Масаока Сики «На улице снег»

Хокку про природу цветы животных

На улице снег
сечет плащи из соломы —
путники идут…

Акутагава Рюносукэ «Цветет зимоцвет»

Хокку про природу цветы животных

Цветет зимоцвет.
Сереет сквозь редкие ветви
небо в сезон дождей…

Найто Мэйсэцу «Зимние дожди»

Хокку про природу цветы животных

Зимние дожди.
Все молчат — и так же безмолвна
лодка у причала…

Накамура Кусадао «Снег за окном»

Хокку про природу цветы животных

Снег за окном —
вот уже намело сугробы
высотой с пианино…

Ей только девять дней.
Но знают и поля и горы:
Весна опять пришла.

* * *
Майский дождь не шел
Здесь, наверно, никогда.
Так сияет храм!
* * *
Как разлилась река!
Цапля бредет на коротких ножках
По колено в воде.
* * *
Облака вишневых цветов!
Звон колокольный доплыл. Из Уэно
Или Асакуса?
* * *
Аиста гнездо на ветру.
А под ним — за пределами бури —
Вишен спокойный цвет.
* * *
Долгий день на пролет
Поет — и не напоется
Жаворонок весной.
* * *
Майские льют дожди.
Что это? Лопнул на бочке обод?
Звук неясный ночной.
* * *
В гостях у вишневых цветов
Я пробыл ни много ни мало —
Двадцать счастливых дней.
* * *
Под сенью вишневых цветов
Я, словно старинной драмы герой,
Ночью прилег уснуть.
* * *
Майские дожди
Водопад похоронили —
Залили водой.
* * *
Намокший, идет под дождем,
Но песни достоин и этот путник,
Не только хаги в цвету.
* * *
Майский дождь бесконечный.
Мальвы куда-то тянутся,
Ищут дорогу солнца.
* * *
Откуда вдруг такая лень?
Едва меня сегодня добудились.
Шумит весенний дождь.
* * *
С ветки на ветку
Тихо с бегают капли.
Дождик весенний.
* * *
Не успела отнять руки,
Как уже ветерок весенний
Поселился в зеленом ростке.
* * *
О весенний дождь!
С кровли ручейки бегут
Вдоль осиных гнезд.
* * *
Под раскрытым зонтом
Пробираюсь сквозь ветви.
Ивы в первом пуху.
* * *
Весеннее утро.
Над каждым холмом безымянным
Прозрачная дымка.
* * *
В путь! Покажу я тебе,
Как в далеком Ёсино вишни цветут,
Старая шляпа моя.
* * *
Ушедшую весну
В далекой гавани Вака
Я наконец догнал.
* * *

Долгие дни весны
Идут чередой. Я снова
В давно минувшем живу.
* * *
Звонко лает пес
На захожего торговца.
Персики в цвету.
* * *
Лишь вершину Фудзи
Под собой не погребли
Молодые листья.
* * *
Исса

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
* * *
Дерево — на сруб.
А птицы беззаботно
Гнёздышко там вьют!
* * *
Стаяли снега —
И полна вдруг вся деревня
Шумной детворой!
* * *
Стаял зимний снег.
Озарились радостью
Даже лица звёзд.
* * *
Кикаку

Первую песню весны
Поет соловей, повиснув
На ветке вниз головой.
* * *
Камнем бросьте в меня!
Ветку цветущей вишни
Я сейчас обломил.
* * *
Сливы аромат!
От лачужки нищего
Глаз не отвести.
* * *
Кито

Я встретил гонца на пути.
Весенний ветер, играя,
Раскрытым письмом шелестит.
* * *
Идешь по облакам,
И вдруг на горной тропке
Сквозь дождь — вишневый цвет!
* * *
Кёрай

Как же это, друзья?
Человек смотрит на вишни в цвету
А на поясе длинный меч!
* * *
Пахарь мотыгою бьет.
А кажется, он неподвижен
В дымке весенних полей.
* * *
Рансэцу

Цветок. И ещё цветок.
Так распускается слива,
Так пробивается тепло.

Сливы весенний цвет
Дарит свой аромат человеку.
Тому, кто ветку сломал.

* * *
Танка о весне.

О, если б на свете
Вовек не бывало вас
Цветущие вишни!
Наверно, тогда бы весною
Утешилось сердце моё.
* * *
Кагава Кагэки

Должно быть, друзья
Боятся, что снег не растаял,
Зайти не спешат,
А слива у хижины горной
Белеет не снегом — цветами.

* * *
Лунным сияньем
Залита вишня в горах.
Вижу, под ветром
Дрожь по деревьям прошла, —
Значит, цветы опадут?!
* * *
Камо Мабути

В пору цветенья
Вишни сродни облакам —
Не потому ли
Стала просторней душа,
Словно весеннее небо.

Ах, сколько б ни смотрел на вишни лепестки
В горах, покрытых дымкою тумана, —
Не утомится взор!
И ты, как те цветы.
И любоваться я тобою не устану!
* * *

Сердце моё
Унеслось от меня и скиталось
По вешним горам,
Долгий-долгий день
Оно прожило сегодня.
* * *

Как сквозь туман, вишнёвые цветы
На горных склонах раннею весною
Белеют в далеке, —
Так промелькнула ты,
Но сердце всё полно тобою!

Соперничая с белизною снега,
Упавшего с небесной высоты,
У дома моего
На ветке сливы зимней
Цветут сегодня белые цветы!

Posted on May. 19th, 2010 at 08:06 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Сентябрь, подари мне промедленье лета. Ах, этот ахмадулинский сентябрь! Не помню, .

Ирина Винер заявила, что альтернатива Олимпийским играм уже на подходе Гл.

ВЕК ЖИВИ — ВЕК УЧИСЬ: ОРИГИНАЛЬНЫЕ ЛАЙФХАКИ ПО ХРАНЕНИЮ ПРОДУКТОВ ВЕК ЖИВИ — ВЕК УЧИ.

Не забываем — ДУХОВНАЯ ГОРДЫНЯ Не забываем — ДУХОВНАЯ ГОРДЫНЯ Если вы интересуетесь .

НЕ ВЫВОДИТЕ ИЗ СЕБЯ ДЕРЕВНЮ Кто он, этот гений провинциальной мысли, провозгласивший: &.

Фотоальбом

Рассветы и закаты 11:45 20.08.2023 Фотографий: 4 Слуцкая весна 12:09 06.03.2023 Фотографий: 10 Цветы 10:18 12.10.2021 Фотографий: 12

Приложения

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

(и еще 5409 записям на сайте сопоставлена такая метка)

Другие метки пользователя ↓

Тюльпаны, нарциссы цветут в нашем мае. Еще несколько мгновений из ботанического сада Минска о ставляю для себя на память.

Хризантемы яркими островками цветут в палисадниках, на клумбах. С середины октября любуюсь цветами рядом с моим домом. Решила поделиться с вами этой красотой , друзья.

Октябрь и ноябрь в Японии не только месяцы хризантем, но и сезон красных кленовых листьев момидзи (Momiji). Момидзи -это не просто название вида растений, а камертон настроения времени года.

Часть 1 — Хокку
Часть 2 — Начало зимы. Хокку
Часть 3 — Хризантемы — цветы Японии
Часть 4 — Сезон кленовых листьев — момидзи

Чтоб холодный вихрь

Ароматом напоить , опять раскрылись

Поздней осенью цветы.

Японское лирическое стихотворение хокку (хайку) отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой.

Народ любит и охотно создает короткие песни — сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Из народной поэзии эти песни переходят в литературную, продолжают развиваться в ней и дают начало новым поэтическим формам.

Хокку — лирическое стихотворение. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.

Японская поэзия является силлабической, ритмика ее основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия — предмет большой заботы японских поэтов.

Хокку обладает устойчивым метром. В каждом стихе определенное количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем — всего семнадцать слогов. Это не исключает поэтической вольности, особенно у таких смелых поэтов-новаторов, каким был Мацуо Басё (1644—1694). Он иногда не считался с метром, стремясь достигнуть наибольшей поэтической выразительности.

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

С самого детства я слушала свое сердце и пробовала выразить мысли как можно яснее, чтобы мои истории можно было услышать и принять их. Конечно, изначально с этим возникало множество проблем. Хотелось писать красиво и стройно, но недостаток нужных для писательства знаний сказывался на качестве слога, плавности повествования. Я ориентировалась на известных писателей, зачитываясь готическими и фэнтезийными романами до глубокой ночи, чтобы писать лучше, живее и интереснее, избавиться от косноязычия.

Я никогда не останавливалась на чем-то одном. Сегодня я писала дневник и рисовала комиксы с веселым или печальным сюжетом, завтра сочиняла четверостишие, послезавтра в моей голове рождался интересный фантастический рассказ, а затем и роман. Мне было интересно пробовать что-то новое, развиваясь и открываясь миру все больше и больше.

В этот сборник я включила некоторую часть своего творчества, которое в большей степени отражает мое душевное состояние за последние несколько лет.

Я очень надеюсь, что найдется немало людей, которые думают и чувствуют так же, как я, и еще умеют мечтать, как дети, несмотря на свой возраст. Ведь это прекрасно – видеть в обыденном нечто сказочное, смотреть на вещи нестандартно и находить в повседневном необычное.

Хокку для души

Хокку – жанр японской лирической поэзии, известный с XIV века, представляющий собой трехстишие о природе и человеческих чувствах, не имеющее рифмы. Хокку отличается краткостью и недосказанностью. В каждой строке определенное количество слогов: в первой – пять, во второй – семь, в третьей – снова пять. Традиционное хокку составляется в настоящем времени. Обычно в хокку содержится «киго» – сезонное слово или словосочетание, которое дает нам понять, в какое время года происходит действие, но иногда оно не требуется.

В этом сборнике я собрала хокку, которые отражают мои чувства и восприятие окружающего мира. Я не придерживалась строгих правил, полностью отдавшись своим ощущениям, чтобы как можно точнее передать настроение своей души в определенный момент жизни.

О природе и животных

Липы аромат…
Яблоневый сад зацвел.
Лето в деревне.

Раннее утро.
Бабочка бьется в стекло —
Окно открыто.

Уютная тьма,
Хочу утонуть в тебе,
В сон погрузившись.

Мох на деревьях,
Пышно цветы расцвели.
Услада для глаз.

Новое утро…
Капли росы на траве
Дарят прохладу.

Грома раскаты,
Дождь застучал по крыше.
Гроза началась.

Эльф остроухий
Слышит, как лес замолчал —
Быть переменам.

Подул ветерок…
Перемены ждут завтра.
Тревога в душе.

Теплая кошка
Солнцу подставила бок.
Осень нипочем.

Золотом охры
Зелень окрасит осень.
Веет прохладой.

Время замерло.
Похолодало в саду,
Осень настала.

Поспел виноград,
Роса на сочных листьях.
Сок его сладок.

Туман на полях,
Птицы поют за лесом.
Август отступил.

Туман над рекой.
Вновь горизонт зарделся,
Травы пожухли.

Звезды сверкают,
Луна освещает холм.
На холме странник.

Темные тучи,
Во дворе посвежело.
Небо заплачет.

Радостно душе,
Солнце ласкает кожу.
Теплая осень.

Белая роза
В вазе хрустальной стоит.
Бутон раскрылся.

Солнце поднялось
Над озером глубоким.
Соловей запел.

Туман лиловый
Накроет остров чудный.
Волшебный вечер.

Цветет жасмин
За окном у дома.
Нежный аромат.

Горные хребты.
Цветет альпийский луг
Перед рассветом.

Персики в саду.
Аромат еле слышен,
Нежный и сладкий.

Мягкие лапки,
Довольная мордочка.
Украден десерт.

Субботний вечер
Сизой дымкой окутан.
Дом в сон погружен.

Фруктовые мошки
Под окнами вьются.
Варим варенье.

Зеленый клевер
В поле густо растет.
Солнце садится.

Сумрак окутал
Дом покрывалом вязким.
Звенящая тишь.

Красная осень
Ковер из листьев стелет,
Встречая зиму.

Серое небо.
Октябрь сменяет сентябрь,
Листья краснеют.

Светом лиловым
Цветочный сад озарен.
Бабочки в саду.

Осень за окном,
Но лето в моей душе.
Близкие рядом.

Небесный Ангел
Сошел с небес на Землю
Весну подарить.

Мошками резвыми
Кружатся пылинки
Под лучиком солнца.

Зима за окном,
Но снега все нет и нет.
В ожидании.

На ветке снегирь —
Яблоко наливное
Пожаром горит.

О любви и чувствах человеческих

Солнце к закату…
Сладкий нектар твоих губ
На губах моих.

Я – сахар в чае,
В объятьях таю твоих
Бесповоротно.

Белые стихи
На бумаге хлопковой
В сердце сохранила.

Море слез пролить,
Прежде чем покой найти
Благословенный.

На губах твоих
Земляники аромат —
Сладчайший дурман.

Как бы невзначай
Плечи твои ласкаю,
А в сердце пожар.

Нежный поцелуй
Подарила на прощанье.
Скорее вернись.

Нежности полна…
Потерялась навечно
В объятьях твоих.

Взгляд его томный…
Щеки пожаром горят,
Волненья не скрыть.

Верь неизменно
Повелению сердца —
Не будешь жалеть.

Вечер спокойный —
Время для дум и любви.
Чай остывает.

Крепкий поцелуй.
Друг в друге растворились
Невозвратимо.

За руки берешь
И не отпускаешь больше.
Я только твоя.

Как же, не пойму,
Сердцем моим завладел.
Бьется сильнее.

Страстная любовь
Безумна и запретна,
Отнимает сон.

Нежно и страстно
Шепчешь в любви признанья
В саду цветущем.

Вместе путь пройти
Тернистый и далекий,
Чтоб любовь познать.

Краснеет вдали
На древе плод запретный,
Как моя любовь.

О любви стихи
В блокноте старом.
Неровный почерк.

Песню поет дождь,
Смывая печаль и грусть
С моего лица.

Верность дороже
Всего на белом свете.
Не будь искушен.

Теплая постель.
На одеяле роза
Как благодарность.

Букет ромашек
У двери нашла своей.
Приглашение.

Промозглый туман.
В объятьях твоих спаслась
От сырости осенней.