Сколько часов ваши дети тратят на выполнение домашних заданий? Не считали? А вот проследите ради интереса, сколько времени у них занимает учебный процесс в школе и дома. Идеальный вариант – 5–6 уроков, пару часов на домашку – и занимайся любимым делом (спортом, музыкой, творчеством), а вечерком можно и на компьютере поиграть… Но идеальный мир существует разве что в параллельной Вселенной. А в реальной жизни – 5–6 уроков, 2 часа внеурочной деятельности и до вечера – выполнение домашки. С перерывом на музыку, кружок или тренировку. А потом до полуночи – продолжение выполнения домашней работы.

Не против, но…

«А вы что, против того, чтобы ученикам задавали на дом?» – спросит проницательный читатель.

Да нет, не против. Очень даже за. Только за адекватный объём заданной домашки.

Предвижу новый вопрос: «Адекватный – это сколько?» Один ребёнок десять примеров по математике за полчаса решит, другому на это понадобится пару часов. Кто-то пропущенные буквы в слова на раз-два вставляет, а кто-то мучительно каждое правило по русскому языку вспоминает.

«Во все времена (XXI век не исключение) никто не представлял и не представляет жизнь школьника без домашних заданий. Это своего рода продолжение урока и часть учебного процесса. Домашнее задание улучшает память, формирует чувство ответственности и силу воли», – считает начальник управления по контролю и надзору в сфере образования областного департамента образования Николай Рухленко.

И тут с Николаем Михайловичем не поспоришь: практика доказывает, что отказ от домашней самостоятельной работы влечёт за собой снижение качества обучения.

Умный подход

– Очень важен умный подход учителя к организации домашней работы. Главное – не перекладывать это полностью на плечи родителей и самого ребёнка, – отмечает Николай Рухленко. – К сожалению, иногда, когда домашнее задание даётся непродуманно, плохо ведётся подготовка к его выполнению, следствием является перегрузка учащихся.

– Бывает так, что родители и рады бы помочь ребёнку выполнить домашнее задание, но сами не знают или не помнят, как это сделать…

– Подготовить детей к выполнению домашних заданий должна школа. Задача учителя – рассказать детям, как их выполнять, школьник не должен дома самостоятельно с этим разбираться. Он должен знать, что делать и как делать.

– Но есть такая штука, как человеческий фактор…

– К сожалению, есть. Обнадёживают изменения, внесённые Министерством образования и науки в организацию школьного образования. Теперь затраты времени на выполнение домашнего задания строго обозначены. Они не должны превышать во вторых – третьих классах – 1,5 часа, в четвёртых – пятых – 2 часов, в шестых – восьмых классах – 2,5 часа, в девятых – одиннадцатых – до 3,5 часа. В первом классе домашних заданий не должно быть! Администрации школы нужно учитывать сложность учебных предметов и равномерно распределять их по дням недели. Не должно быть, например, в один день две математики. Это домашнее задание по сложным вопросам требует много времени. Перегрузка ни к чему хорошему не приведёт.

– Но ведь у одного школьника она может занять один час, у другого – все три. На что ориентироваться учителю?

– Конечно, этот аспект тоже учитывается. В условиях, когда затраты времени на подготовку домашнего задания стали правовой нормой, возросла ответственность руководителей школ, их заместителей и учителей за организацию домашней работы. Безусловно, каждый ребёнок индивидуален, у каждого свой темп выполнения домашней работы. И если родитель видит, что ребёнок тратит на неё очень много времени или что-то недопонимает по тому или иному предмету, нужно сходить в школу и поговорить прежде всего с учителями. Не поможет – с директором. А если уже у директора не найдёте понимания проблемы, можно обратиться в управление образования по месту жительства или в областной департамент. С другой стороны, наше управление будет отслеживать, как школы организуют домашнюю работу детей.

А что говорят родители?

Чтобы понять, есть ли такая проблема в белгородских школах, мы провели небольшой опрос, задав родителям школьников два вопроса: сколько времени уходит у детей на выполнение домашнего задания и как много задали детям на осенних каникулах. Надо сказать, что в разных учебных заведениях Белгорода к домашке подходят по-разному.

Екатерина, мама третьеклассницы:

«Домашнюю работу дочь делает часа два, а на каникулы задали очень много – страниц 20 в печатных тетрадях – то, что они не успевали делать на уроках, и ещё рисунок и стихотворение».

Елена, тоже мама третьеклассницы:

«На домашку уходит больше двух часов, очень неудобно во вторую смену, уроки делаем до полуночи, ведь из-за второй смены дочке перенесли время тренировки. А на каникулы задали 40 упражнений по русскому языку. И мы, вместо того чтобы вечерами гулять и общаться, делали уроки – днём-то мы на работе. Какая польза от таких каникул?»

Татьяна, мама четвероклассника:

«На уроки уходит полчаса. А если стихи надо учить – и того меньше, у сына очень хорошая память. На каникулы нам ничего не задавали, так что мы могли всё свободное время провести с ребёнком».

Елена, мама шестиклассницы:

«Домашку делаем минут за 40 – час. На каникулы ничего не задали – по крайней мере, дочка так сказала».

Светлана, мама восьмиклассницы:

«Дома вообще головы от стола не поднимаем – до ночи эту домашку делаем. Не меньше четырёх часов. А на каникулы задали и историю, и алгебру, и ещё в школу три дня ходили, чтобы четвертные оценки по нескольким предметам получить…»

Ирина, мама девятиклассницы:

«Домашнюю работу дочь делает за два-три часа. На каникулы им почти ничего не задали, только прочитать что-то по литературе».

Каникулы – для отдыха!

Мы попросили Николая Михайловича прокомментировать результаты этого опроса.

«Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 1 сентября 2013 года закрепил право школьника на каникулы, – особо подчеркнул Николай Рухленко. – А каникулы – это время отдыха. На каникулах очень важно хорошо оздоровиться, восстановить силы».

В Конвенции о правах ребёнка 1989 года также говорится, что ребёнок имеет право на отдых. Уставшему на каникулах от домашних заданий ребёнку будет не до учёбы. В каждой школе сегодня должны быть правила внутреннего распорядка. Так вот этим документом нужно всего лишь запретить домашние задания на каникулы. Заниматься на каникулах интеллектуальным трудом дети могут исключительно по своему желанию.

20 заданий или 40 на каникулы – это своего рода приговор школе в части эффективности образовательного процесса. Убеждён, что в каждой школе должно быть разработано Положение о домашнем задании, а по большому счёту домашние задания на каникулы – это не что иное, как административное правонарушение. За это можно привлечь руководителей школы или саму школу к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

Приглашаем читателей – родителей, педагогов и просто неравнодушных людей – к обсуждению этой проблемы.

Как же не любишь делать ты домашку,
И каждый день уходят часы на это,
Но сегодня справился (лась) ты очень быстро,
И больше времени у тебя появилось за это.
Поздравляю, веер полной свободы впереди,
Ты только зря без дела не сиди,
И чтобы с пользой потратить свободное время,
Ты интересное занятие для себя найди.

В школе целый день ты проучился,
На домашку дома очень злился,
Ты устал, и можно тебя понять,
Почему так долго не хотел её выполнять,
Какая это скука, я не понаслышке знаю,
Но ты уже закончил, тебя я поздравляю,
Теперь у тебя вечер весь свободный,
И можешь ты делать всё, что угодно!

Каким занудным бывает домашнее задание,
И это подтверждено всеобщим признанием,
Никто не любит придаваться ученьям лишним,
А иногда бывает и сложно слишком.
Но знаем мы, что дело совсем не в желании,
А в усердии, в победе, в прилежании,
Принимай от меня сейчас поздравления,
С тем, что закончил ты и нашёл все решения.

Каждый день проверяют ученика,
Как он выполнил своё домашнее задание,
Но, бывает, как разберёт нас тоска,
И мы это сделать просто не в состоянии.
Но нужна прислушаться к мудрым словам,
И дать приказ волевой своим мозгам,
Ты выполнил всё, и будешь много знать,
А я с выполнением тебя хочу поздравлять.

Мало того, что учился (лась) ты на уроке,
Еще и для домашки назначены были сроки,
И после школы – за учебники опять,
Несправедливо это, что же тут сказать.
Но папа с мамой смотрят строго,
А задали уроков очень-очень много,
Но, ты собрался (лась) и выучил всё до края,
С чем я сейчас тебя и поздравляю.

Ты быстро сел за уроки, и началось дело,
Водишь ты по строкам рукой своей, умело,
И вся лень куда-то сразу улетела,
Быстро всё решается – вот это дело!
Не привык писать ты косо –криво,
Аккуратно в тетрадку ложатся чернила,
От меня тебе поздравленья и признание,
Очень быстро выполнил домашнее задание.

Как же школьники не любят домашнее задание,
И мы это знаем по их честному признанию,
Бывает оно неинтересным, тяжёлым слишком,
А если хорошо подумать, совсем оно лишнее.
Но, у папы на счет этого собственное мнение,
Говорит он строго нам: главное – это терпение,
А мама, его поддержав, говорит о желании,
Об усердии, старании и прилежании.

Домашка скучна и трудна, без сомнения,
Нужно постоянно решать уравнения,
То карту какую-нибудь начертите,
То букет из цветов сушеных соберите.
Или выскажите свою личную точку зрения,
На повесть и напиши об этом сочинение.
Какой же это непосильный бывает труд,
Когда тебя друзья веселые на улице ждут!

Как порой достает эта домашка,
Ведь мы с тобой давно не первоклашки,
И есть у нас другие интересы,
Скажи, зачем нам каждый день эти стрессы?
Но, как не хочется нужно на это время терять,
И все, что задали прилежно выполнять,
Сегодня мы с тобою справились с проблемой,
Я поздравляю можно теперь погулять!

Сегодня напишу тебе я от души признание,
Я ненавижу выполнять домашнее задание,
Все эти примеры, все эти рассказы,
Почему нельзя гулять после школы сразу?
Ну что ж раз так, мы не сдадимся,
За выполнение задания домашнего садимся,
И быстренько его мы на отлично выполняем,
С чем я тебя мой друг, сегодня, поздравляю.

После школы не заканчиваются наши страдания,
Ведь нужно выполнять домашнее задание,
И никак нам это удела не избежать,
Чтобы не пришлось, потом двойки получать.
Мы с тобой еще с утра держали слово,
Что очень быстро будет домашка готова,
И вот мы выполнили свои обещания,
Поздравляю тебя, можем устроить гуляния.

Бывает так, что домашняя работа,
Школьников доводит до икоты,
Ведь на улице шикарная стоит погода,
А нам учиться предстоит год за годом.
Но на сегодня с домашкой уже покончено,
Поздравляю тебя, выходи гулять срочно,
Пока не пропало свободы вдохновения,
У нас так мало времени на развлечения.

Выучить два параграфа по истории, прочитать половину «Войны и мира», сделать пять номеров по алгебре и подготовиться к диктанту по английскому — и это домашка только на один день! Наш блогер, учительница Лариса Форбс, рассказывает, влияет ли количество домашнего задания на качество знаний школьника. Спойлер: больше не всегда значит лучше.

Три номера по математике, два упражнения по русскому, дочитать рассказ по литературе — 30 страниц, подготовить проект по окружайке или выучить два параграфа по истории после трёх параграфов по географии. Разумеется, ответить на десять вопросов после каждого параграфа. Письменно. Пропустили физкультуру? Сдать реферат. Три урока? Три реферата. Не забыть подготовиться к контрольной, проверочной, диктанту, дописать изложение и написать сочинение. Каждый день делать один тест из экзаменационных сборников ВПР, ОГЭ, ЕГЭ! А лучше два или три. Чтобы наверняка. Чтобы точно не осталось ни одной свободной минутки!

Знакомая ситуация? Поздравляю, вы — член клуба «Жертвы домашки». Нас миллионы. Мы плачем, ругаемся, но продолжаем жевать кактус. Потому что, в отличие от мышей, которые могут выбрать оставить кактус в покое, у нас с вами нет выбора.

Нас не спрашивают, успевают ли наши дети делать домашнее задание. Не спрашивают, по сколько часов в день они спят и какие витамины от переутомления они пьют

Нас не спрашивают, по сколько часов в день дети гуляют, играют в настольные игры и общаются с друзьями. Нас не спрашивают, успеваем ли мы поговорить с детьми о жизни и научить их готовить/шить/чинить стулья/вбивать гвозди.

Министерство образования РФ рассматривает домашнее задание как один из важных элементов системы образования. Оно пытается регулировать количество домашнего задания, опуская сверху какие-то цифры, не соответствующие действительности. По СанПиН, на выполнение домашнего задания отводится полтора часа для начальной школы, 4–5-е классы — два часа, 6–8-е классы — два с половиной часа, 9–11-е — три с половиной часа. Поднимите руку, у кого так и получается?

Справедливости ради надо сказать, что и во всём мире школьники прилично загружены, хотя Россию опережает только Китай (дневные данные в часах):

Между тем мировое сообщество исследует и обсуждает влияние домашних заданий на общий уровень усвоения материала. Результаты исследованийшокируют. Подавляющее большинство утверждают, что выполнение домашнего задания почти не влияет на обучение в общем. В старших классах оно целесообразно в небольших количествах. В младших классах — не влияет на качество полученных знаний, а в некоторых случаях влияет ещё и отрицательно. Например, уменьшает мотивацию, создаёт напряжённую обстановку в семье и несёт угрозу здоровью ребёнка из-за стресса, нехватки сна и прогулок на свежем воздухе.

При этом результаты тестов PISA (знания учащихся в области точных наук) всемирной экономической организации OECD показывают, что страны с малым количеством домашнего задания часто занимают верхние позиции. Например, Япония, Швейцария, Финляндия, Южная Корея, Дания и другие. Уровень жизни, как оказывается, тоже не зависит от количества домашки наших детей. Наверное, потому что домашка никак не влияет на уровень образования страны?

Данные памятки — это полезная информация для детей и их родителей при подготовке домашнего задания.

Скачать:

Вложение Размер
sadimsya_za_uroki.docx 15.03 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещено.
  2. Всё должно быть на своих местах (тетради, ручки, книги).
  3. Стол соответствует росту ребёнка (120-129 см стол 59 см, 130-139 см стол 62 см, 140-149 см стол 68 см).
  4. Разница между высотой стула и стола от 21 до 27 см. Расстояние от глаза до поверхности стола – 35 см. Между грудью и столом проходит ладонь. Ноги на полу.
  5. При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.
  6. К д/з приступать через 1 час после школы, чтобы ребенок отдохнул от занятий, но еще не устал от домашних развлечений.
  7. Время, которое ребенок должен тратить на выполнение д/з во 2 классе – 1,5 часа.

Памятка №1 «Садимся за уроки»

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор
  4. Сотри со стола пыль
  5. Свет с левой стороны
  6. Уточни расписание уроков на завтра
  7. Приготовь письменные принадлежности для занятий
  8. Убери со стола все лишнее
  9. Сядь на стуле удобно и открой учебник.

Памятка № 2 «Как готовить Д/З по русскому языку»

  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу

Памятка № 3 «Что следует и чего не следует делать родителям»

  1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место
  2. Всё должно быть на своих местах
  3. Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.
  4. Сформировать привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
  5. Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание, стихи и пожелания школьнику, таблицы учебные.
  6. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
  7. На рабочем месте должен быть порядок, если ребенку трудно навести порядок, то помогите ему.
  8. Нужно вслух читать задание упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность
  9. Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.
  10. Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  11. Письменные задания нужно выполнять чисто, без помарок.
  12. Не заставляйте многократно переписывать д/з. Это подрывает интерес к школе.
  13. Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для выполнения домашнего задания.

Памятка для родителей, которая поможет при выполнении домашнего задания.

Памятки по выполнению домашнего задания

Выполнять домашнее задание всегда труд. Родители могут стать помощниками в этом нелёгком деле. Вместе с ребёнком могут обсудить памятки по выполнению домашнего задания, что-то взять для себя, что-то д.

Памятка по выполнению домашнего задания

Советы для учащихся.

памятки по выполнению домашних заданий в начальной школе.

Вашему вниманию предлагаются памятки по выполнению письменных заданий по русскому языку и математике, по чтению и окружающему миру в начальной школе.

Памятки по выполнению домашних заданий

Материал можно использовать для классного уголка по чтению,можно использовать на родительских собраниях.

Памятки при выполнении домашнего задания

Цель: развивать привычку к регулярной самостоятельной работе, выполнению домашних заданий различной сложности.

Ежедневное выполнение уроков – это ответственность, которую несет на себе малыш. Поэтому с самого начала обучения в школе хорошо дать понять ребенку, что его домашние задания являются такими же серьезными и взрослыми делами, как, например, та самая работа, на которую папа и мама ежедневно уходят. Но только нужно помнить, что тогда родители должны относиться к урокам соответственно.

Привычку к систематическому приготовлению уроков нужно воспитывать с самого раннего детства, ведь она пригодится ребенку и в школе, и в институте, и во всей его дальнейшей жизни. При этом добросовестные занятия могут и не подразумевать пятерок по всем предметам, успешность может быть разной, могут возникать трудности, но сделанные хорошо уроки всегда помогут ребенку обрести уважение педагогов.

2. Как приучить ребёнка к самостоятельности?

Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок пришел домой и сделал уроки сам. Но… к сожалению, если это и возможно, то не с самых первых дней учебы. Более того, скорее всего весь первый класс ребенка придется контролировать, но контролировать так, чтобы он ощущал себя самостоятельным. Сам ребенок со всем справиться не сможет, но постоянно «стоять над душой» означает вовсе разрушить веру ребёнка в самого себя, и тогда уже о формировании у него самостоятельности и речи быть не может.

3. Какие требования труда и отдыха существуют для детей?

Для того, чтобы ребенок учился с удовольствием, радовался своим успехам в школе и дома, нужно не забывать о нескольких достаточно простых правилах.

Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя!

Необходимо сначала отдохнуть, причем этот отдых должен длиться не менее часа-полутора часов, а уже затем садиться делать уроки.

Выполнение домашние задания нельзя начинать с самого сложного!

Это связано с тем, что у любого ребенка на трудное задание уходит очень много времени, ребенок устает, начинает чувствовать себя неуспешным, ничего не знающим и не умеющим, а тогда гораздо проще отмахнуться от домашнего задания, чем мучаться с ним. Поэтому начинать лучше с простого, с самого любимого.

Работать без перерывов нельзя!

Даже взрослые делают перерывы в работе, естественно, что детям это просто необходимо. Работа над домашним заданием должна проходить такими же «уроками» и «переменками», как это бывает в школе, только длиться такие «уроки» должна 20-30 минут, а «переменки» — минут по 10. В переменки ребёнку нужно отдохнуть, подвигаться, выпить сока или съесть яблоко. Чем старше ребенок, тем длительность «урока» увеличивается.

4.Как правильно организовать рабочее пространство для выполнения домашнего задания?

Ноги младших школьников не должны болтаться в воздухе, если стол и стул достаточно высокие, нужно сделать ребенку подставку.

Свет на тетрадку и учебник должен падать слева, иначе ребенок будет закрывать свой текст. Если же Ваш ребенок левша, то свет должен падать справа.

В комнате, где ребенок делает уроки, не должно быть громких отвлекающих его звуков – радио, телевизор должны быть выключены, единственным исключением может быть тихая спокойная музыка, которая помогает ребенку расслабиться и сконцентрироваться.

5. Как научиться делать домашние задания вместе с ребёнком?

Учитесь с ребёнком, а не вместо него!

Не нужно забывать, что все равно, как бы ответственно ВЫ не отнеслись к домашнему заданию, делает его ребенок. Аргументы для необходимости выполнения домашнего задания важно подбирать адекватные, не сводя их только к материальным поощрениям или только к ругани. Например, такими аргументами могут быть следующие: при хорошем выполнении домашнего задания тебе проще будет делать работу в классе, хорошо выученный урок даст тебе возможность блеснуть в школе своими знаниями и т.д.

Не перегружайте ребёнка дополнительными заданиями!

Дома с ребенком нужно делать только то, что задано в школе, перегружать ребенка не нужно. Жизнь ребёнка не может состоять только из умственной деятельности.

Всегда поддерживайте ребёнка своей любовью, хвалите его, одобряйте его действия!

Это даст ребенку уверенность в себе, знание, что он нужен и любим в семье вне зависимости от оценок, которые он получает. Всегда нужно радоваться, видя, когда у ребёнка возникает интерес к знаниям. Нельзя забывать о том, что человеку нравится то, что у него получается. Даже самый маленький успех ребенка необходимо подчеркивать – это разжигает интерес ребенка, окрыляет его, помогает идти дальше.

При общении с ребёнком исключите из своей речи негатив!

Негативные оценочные высказывания не просто не стимулируют любую деятельность ребенка, не просто расстраивают его, зачастую они даже ухудшают его умственную деятельность. Если родители считают, что они тратят свое «драгоценное» время на помощь ребенку, и постоянно говорят ему об этом, у ребенка развивается комплекс неполноценности, ощущение ненужности, что не способствует его продуктивному обучению.
Поэтому такие фразы, как «Неужели это нельзя было сделать за пять минут», «Я бы за это время!» — необходимо исключить из лексикона родителей. Также нельзя ни в коем случае употреблять так называемые «формулы прямого внушения», где используются слова «никогда», «всегда», «вечно», «опять» или негативные характеристики ребенка: ленивый, невнимательный и т.д. Постоянное повторение таких формул показывают ребенку, насколько мало он может и насколько малопривлекательно его будущее.

Придерживайтесь темпа ребёнка!

Не нужно подгонять или торопить ребенка – это создает нервозность, мешает ребенку работать с домашним заданием. При постоянных призывах не отвлекаться, быть внимательнее ребенок не способен сконцентрироваться на самом задании, он начинает думать о том, как ему быть внимательнее, что не способствует его мыслительной работе.

Здесь нужно подумать, почему же отвлекается ребенок – может быть, его нервная система требует времени для восстановления, может быть, он не понимает задания, и тогда это задание нужно объяснить ему на его уровне.

Согласно опросу, проведённому онлайн-школой Skysmart, 10% школьников более 30 раз за четверть пользуются готовыми домашними заданиями, 18% — от 10 до 30 раз за тот же период, а 6% обращаются к решебникам постоянно. И лишь 7% школьников выполняют домашние задания самостоятельно.

Как видим, желающих самостоятельно делать домашние задания немного. Родители жалуются на то, что им приходится делать домашку даже с восьмиклассниками, писать рефераты и сочинения. Со взрослыми детьми изменить налаженный процесс подготовки домашних заданий не так просто, а вот школьников начальных классов необходимо приучать к определённому алгоритму, чтобы они изначально знали каждый следующий шаг.

Тайм-менеджмент

Ребёнку, а особенно школьнику, необходимо научиться управлять временем. Даже родителям нередко бывает сложно организовать самих себя, поэтому и требования к детям снижаются. И как бы то ни было, они учатся у нас. Отсутствие планирования влечёт за собой целый ряд трудностей, которые сказываются и на выполнении домашних заданий. Следовательно, систему тайм-менеджмента нужно внедрять не только в жизнь юного школьника, но и в жизнь всей семьи!

Во-первых, нужно приучить ребёнка без напоминания садиться за уроки. Сигналом может служить звук будильника, голос в телефоне, включение лампы, или признаки — такие, как «после обеда», «после тренировки» и т. д. Это поможет школьнику развить внутренний контроль и не жаловаться на то, что ему в очередной раз не напомнили о том, что пора садиться за уроки. Можно придумать ритуал перед домашкой, например, съесть несколько «волшебных» орешков для мозга, надеть «умную шапочку», сделать пальчиковую гимнастику — дети с удовольствием подхватят эту идею.

Домашнее задание…как много в этом звуке! И, в основном, негативного. Бессонные школьные ночи, бесчисленные ряды упражнений, задач и переведенных предложений, проверка тетрадей, “домашка”, сделанная на коленке во время большой перемены…определенно, мало кто приступал к выполнению домашних заданий с энтузиазмом.

И вот, школа, и даже университет, закончены, а преподаватель на языковых курсах снова задает домашние задания. А у вас работа, уборка, некормленый кот и дети, требующие внимания. Совсем нет времени. Да и так ли нужна эта домашка?
Разберемся, почему все-таки стоит найти время для домашней работы по английскому.

1. Первая и, возможно, самая важная причина – домашние задания увеличивают время, которое вы проводите за изучением иностранного языка. Даже если вы занимаетесь три раза в неделю по полтора часа, этого времени недостаточно для того, чтобы овладеть языком, ученые советуют практиковаться каждый день, и именно тут нам может помочь Рабочая тетрадь с заданиями.

2. Во время выполнения заданий вы глубже погружаетесь в изученную тему и у вас могут возникнуть вопросы. Вы можете попробовать найти ответы сами или спросить учителя на следующем занятии, но в любом случае, ваше понимание пройденной темы возрастет.

3. Более глубокая проработка не только позволяет улучшить запоминание, но и в целом увеличивает понимание того, как работает чужой язык, а, значит, чем больше вы практикуетесь, тем больше закономерностей понимаете и тем больше ваша речь становится похожа на носителя языка.

4. Домашняя работа улучшает навыки самостоятельного обучения. Учитель не будет рядом всегда, а вот умение пользоваться словарем, грамматическими таблицами или собственноручно проверенной на практике технологией запоминания слов останется с вами навсегда.

5. И, наконец, выполнение домашней работы ускоряет прогресс. Чем больше вы повторяете дома, тем меньше времени тратите на повторение в классе, что позволяет вам двигаться быстрее и заканчивать курс в более короткие сроки.

Итак, с какой стороны не посмотри, у домашнего задания сплошные плюсы, а времени оно занимает не так уж много. Поэтому, мнение экспертов – домашнему заданию быть!

-Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие школьные успехи.

-У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

-Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.

-Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

-Объясните ребенку главное правило учебной работы — учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.

-Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.

-Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.

-Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для пего пока кажется таинственным и трудным.

-Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.

-Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

-Старайтесь как можно раньше приучать ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

-Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить ваши родительские уроки.

-Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

-В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье — с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

Памятка

Как готовить домашние задания

1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на воп­росы.

2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.

3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.

4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.

5. Научиться находить интересующую нужную информацию с помо­щью компьютера.

6.Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу
закрепить его и запомнить.

7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сде­лать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого
можно добиться.

8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и однокласс­никам.

9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в днев­нике записаны все задания.

10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять за­дания и сколько времени понадобится на каждое из них.

11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо
для выполнения одного задания. После его завершения со стола уби­раются уже использованные материалы и кладутся те учебные при­надлежности, которые необходимы для выполнения задания по сле­дующему предмету.

12. В процессе приготовления домашнего задания делать перерывы.

13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом
запомнить.

14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все
правила, которые могут пригодиться. /

15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.

16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с
уже известными ранее.

17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каж­дой из них в отдельности.

18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно рас­пределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на
последний день.

19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать
их при подготовке устных уроков.

20.Надо составлять план устного ответа и проверять себя.
Метод ключевых слов

Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказа­но в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важ­ных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной пос­ледовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П»

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мне­нию, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изу­чаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомен­дуется использовать при подготовке устных заданий.

1 П — просмотри текст (бегло).

2 П — придумай к нему вопросы.

3 П — пометь карандашом самые важные места.
4 П — перескажи текст (используя ключевые слова).
5 П — просмотри текст повторно.

На заметку учителю

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным тог­да, когда:

— ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;

— домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и ин­тересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;

—вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его
исполнения;

—выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

На заметку родителям

—Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в ору­дие пыток.

—Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего
задания, его дальнюю перспективу.

—Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее за­дание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с поло­жительной отметкой.

—Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том
случае, если он в этом нуждается.

—Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он
вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.

—Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь,
какую дополнительную литературу можно использовать для каче­ственного выполнения домашних заданий.

—Используйте возможность дополнительных и стимулирующих за­нятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.

—Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш
ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Першина Людмила Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент Московского гуманитарного педагогического института

Adblock
detector