Главной святыней Костромского края является чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Икона эта известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским. Чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года, когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь города Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю.

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетил последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

Празднования в честь Феодоровской иконы Царицы Небесной проходят, в соответствии с церковным календарем, 27 марта и 29 августа. В день празднования явления иконы, 29 августа, после Божественной литургии совершается общегородской крестный ход: от Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора он выходит на центральную Сусанинскую площадь города, где служится молебен – и затем крестный ход направляется к Спасо-Запрудненской церкви, на место явления святыни в XIII веке. 29 августа 2002 года торжества в честь чудотворного Феодоровского образа Богоматери впер- вые в истории Костромы возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

С 2001 года по благословению церковного священноначалия чудотворная Феодоровская икона Божией Матери приносится в различные епархии Русской Православной Церкви для поклонения верующих, участвует в общецерковных торжествах и значимых событиях. В 2009 году пред ликом костромской святыни, принесенной в московский Храм Христа Спасителя, состоялись избрание на Патриарший престол и интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2003 году был начат сбор пожертвований для восстановления золотой ризы, украшавшей икону до 1922 года. Благодаря усердию верующих из многих городов и селений России и зарубежья, прилагавших для украшения святыни и свои средства, и ювелирные изделия, уже в 2006 году золотая риза была вновь изготовлена по ее сохранившимся изображениям. Ныне, как и в прежние времена, она возлагается на Феодоровский образ Богоматери в праздничные дни.

С 2014 года ежегодно в конце сентября чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносится в Ипатьевскую слободу Костромы, расположенную вблизи Святого озера, места славных битв 1262 и 1609 годов. В Иоанно-Богословской церкви Ипатьевской слободы архиерейским чином совершается Божественная литургия с сугубым заупокойным поминовением героев-воинов минувших веков, а затем крестный ход с чудотворной иконой отправляется на берега Святого озера к сохранившейся там часовне. Еще недавно это озеро официально именовалось Некрасовским, но в 2019 году по представлению администрации Костромской области правительство Российской Федерации возвратило озеру его древнее название – Святое.

19 июля 2015 года в ходе визита в Костромскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Костромской кремль (Центральный парк города Костромы) и совершил чин освящения закладного камня в основание Успенского кафедрального собора. Так началось восстановление уничтоженного в 1934 году соборного ансамбля Костромского кремля.

Сейчас близится к завершению восстановление Богоявленского собора и кремлевской колокольни. В дальнейшем планируется приступить к воссозданию Успенского собора, под своды которого, на место своего старинного пребывания, вернется и главная святыня Костромы – чудотворный Феодоровский образ Божией Матери.

Царица Небесная и Бога Мать,
Она стоит над миром нашим грешным,
И всегда спешит с любовью спасать,
Всех заблудших и безуспешных.
Она горит пред Господом дерзать,
И просить за грешных и ничтожных,
И не боится за наше счастье умолять,
И не бросает даже самых безнадежных.

В Иконе Феодоровской таится благодать,
Она росой окроплена самой нежной,
И на себе Любви Божьей таит печать,
И Девы Марии, и судьбы Её блаженной.
Пусть она тебе сможет сегодня дать,
Частичку своего величайшего света,
Чтобы над телом дух твой возвышать,
Чтобы душа твоя верой была согрета.

Сможет икона каждого вдохновлять,
И украшать земную нашу бренность,
Царица Небесная каждого может понять,
И вернуть тебе жизни великую ценность.
Она способна падшего преображать,
И вдыхать в нас к Богу верность,
Пусть же сможет тебе она дать,
Любовь, и счастье, и безмятежность!

Я желаю тебе душу свою насыщать,
Любовью Девы Марии безбрежной,
И чтоб Ангелов стояла рать,
За спинами детей всех безутешных.
Я так бы хотел тебя в этот час обнять,
И передать своих помыслов белоснежность,
И верою непоколебимой тебя обдать,
И передать порывов моих сердечность!

До самого жизненного нашего конца,
Лишь Богородица светит нам надеждой,
Она способна любовь вдохнуть в сердца,
И вернуть нас к вере сильной прежней.
Пускай перед иконой горит свеча,
И будет вам любви небесной светоч,
Желаю самого душевного тепла,
И в Божественном благословении вечность!

Богородица с чистой душою пришла,
В мир темный, небезгрешный этот,
И не запустила в свое сердце зла,
И была полна веры она до смерти.
На всех нас хватит Её великой любви,
И нет никого Её души милосердней,
Нет чище и глубже Её души,
Нет Её преданней, светлей и откровенней.

Я под покровом твоим сегодня скроюсь,
И перед Иконой твоей сердцем успокоюсь,
Лишь Любовью смогу одолеть я врагов,
И в каждом деле помощником твой покров.
В каждом дне тебя обязательно отыщу я,
Без тебя сердце мается, сильно тоскуя,
Благодарен я за твою Великую Любовь,
И душу свою тебе посвятить я готов.

Пусть к тебе Богородится проявить милость,
Чтоб никогда с тобой беды не приключилось,
Чтоб помогала в деле вновь и вновь,
Её поддержка и великая любовь.
Ты сегодня перед Феодоровской Иконой молись,
И попроси благодати в свою жизнь,
Ты попроси у Девы Марии очищения,
И за все содеянные грехи прощения!

Бесконечно и искренне я удивляюсь,
Как помогает Дух нам Святой,
Как много в молитве горячей таинств,
И как честен был подвиг твой.
Как много в тебе, Богородица, терпенья,
И каков души твоей бесконечный простор,
Ты подари нам от нечисти избавленья,
И не выноси за грехи содеянные приговор!

Подумай, зачем ты по жизни скитаешься,
И как тебе будет житься в этом аду,
Если ты в одночасье искренне не раскаешься,
И тем самым не отведешь от себя беду.
Пусть никогда Божья Матерь не отринет,
И не растает в безбожии жизнь твоя,
Пускай сегодня, в праздник, линет,
Твоя молитвенная к небесам мольба!

Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.

Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца – Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237 – 1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути – военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.

Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал “Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме”. Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.

Феодоровская икона – двухсторонняя. На обратной стороне – образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской:

О Премилосердая Госпоже, Царице, Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, заступление и прибежище наше, и не возгнушайся нас, недостойных, но, яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас, имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несмь бо нам спасение от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас, недостойных, Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему Единому. О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся, притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему, и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех и напастех и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд и сотвори милостива нам быти Бога нашего, отврати всякий гнев Его, на ны движимый, и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа, Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Поделитесь в письме своими уникальными поздравлениями, открытками, праздничными картинками к этому дню, впечатлениями и ожиданиями от праздника.

Посты

Имя: Аня Воронцова

Статус: Люблю жизнь!

Открытка, картинка с Феодоровской иконой Марии! Всех православных христиан поздравляю с праздником святой иконы, святого образа девы Марии — Феодоровского! Желаю всем прекрасного дня, чудесного настроения, мира в душе, радости в сердце! Пусть пресвятая дева сбережёт вас от всех бед и ненастий! Пусть в жизни каждого из вас будет солнечно и тепло!

Этот праздник является престольным для нашего монастыря, ведь северный придел Феодоровского собора вмч. Феодора Стратилата освящен в честь этого святого образа.

27 марта в Феодоровском монастыре прошло торжественное богослужение, посвященное престольному празднику — дню памяти Феодоровской иконы Божией Матери.

В день праздника в Феодоровском приделе была отслужена торжественная Божественная литургия, которую совершили клирики обители. За богослужением молились настоятельница игуменья Даниила (Севериненко) с сестрами.

Многие переславцы и гости нашего города пришли в храм, чтобы помолиться перед иконой, являющейся родовым образом великой царской династии Романовых и тесно связанной с историей нашего государства. Во время службы насельницы обители, прихожане и паломники причастились Святых и Животворящих Таин Христовых.

27 марта 2022 в Феодоровском монастыре прошло торжественное богослужение, посвященное престольному празднику — дню памяти Феодоровской иконы Божией Матери.

По окончании богослужения прихожане собрались в трапезный монастырь. Сестры обители с любовью и молитвой приготовили угощения, и совместная трапеза стала по доброй христианской традиции продолжением литургии.

Поздравляем православных христиан с днём Феодоровской иконы Божией Матери и тех угодников Божиих, чья святая память совершается сегодня! Слава Богу за все! Пресвятая Богородица, спаси нас!

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской».

О Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушаяся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и житии Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим во веки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Явление чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери празднуется 29 августа, а 27 марта празднование ей установлено в честь избрания на царство в 1613 году Михаила Феодоровича Романова.

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя святых Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых.

Феодоровская икона Пресвятой Богородицы по легенде была написана евангелистом Лукою. Сейчас она находится в Успенском соборе Московского Кремля, а первоначально хранилась в Городецко-Феодоровском монастыре, называвшемся так по имени Городца, города Нижегородской губернии, и храма во имя вмч.Феодора Стратилата. При нашествии хана татаро-монголов Батыя, Городец вместе с другими городами был опустошен, жители спешно покинули город, а икону с собой взять не успели. Однако в 1239г. образ Богородицы явился костромскому князю Василию Георгиевичу в лесу, на дереве, во время охоты. Оказалось, что икона пропала из города и впоследствии князю ее принес человек в богатой воинской одежде, внешне схожий с великомучеником Феодором Стратилатом. В храме великомученика икона и была установлена, отчего и получила название Феодоровской. Князь брал с собой икону в поход против татар, пытавшихся захватить Кострому. Поднятая перед войском икона источала такое сияние, что подобно огню обожгла врагов, и полчища татаро-монголов обратились в бегство.

История «Феодоровской» иконы тесно связана с именем великого князя Александра Невского, вошедшего в небесное воинство в лике святых благоверных. В 1239 г. его отец Ярослав Всеволодович благословил его иконой «Феодоровская» на брак с дочерью полоцкого царя Брячислава. На обратной стороне образа находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), которая всегда на Руси считалась покровительницей невест и свадеб. С того времени «Феодоровская» икона Божией матери всегда находилась при святом благоверном князе Александре Невском. Великий князь всегда брал икону с собой во все походы и на все сражения, перед ней он молился и принял монашество.

Впоследствии образ иконы Божией матери «Феодоровская» стал родовым для всей династии Романовых. В 1613г. страна переживала страшные времена: отсутствие государя, натиск иноземных интервентов, смута, голод… Решено было поставить на русский престол Михаила Федоровича Романова — сына патриарха Филарета (до принятия сана боярина Фёдора Никитича Романова) и инокини Марфы. Он приходился родственником последнего царя из рода Рюриковичей. Однако мать Михаила Федоровича, понимая всю ответственность и тяжесть этого шага, долго не давала согласия и благословения на возведение в государи ее сына. Тогда архиепископ Феодорит поднес к инокине Марфе образ Пресвятой Богородицы «Феодоровская» и сказал: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере, ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не прислушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Только после этих слов инокиня Марфа благословила им своего сына на царский престол. Произошло это в Костромском Троицком соборе Ипатьевского монастыря, который, в связи с этим событием называют «колыбелью дома Романовых». Так образ «Феодоровской Богородицы», которым был благословлен на престол первый из Романовых, становится родовым для всей августейшей династии. Эта икона Богоматери всегда находилась при государях — до самых последних и страшных дней. После расстрела царственных мучеников – последних Романовых — в доме Ипатьева в Екатеринбурге был найден образ «Феодоровская», с которым царица Александра Федоровна никогда не расставалась.

Федоровской иконе Божией Матери молятся о семейном счастье, крепком здоровье, лёгких родах и рождении здорового ребенка.

В народе этот день называют Федор-скотник. Этот день посвящали уходу за домашними животными. Скотину выводили во двор, чистили и скребли, заговаривали от дурного сглаза, от неспокойствия. В народе говорили: «На Фёдора не ленись – скотине поклонись».

Стоит отметить, что крестьяне никогда не говорили – «домашние животные», всегда только – «скотина». За скотиной ухаживали и смотрели, чтобы с ней не случилось никакой беды. Семью трудно было прокормить без коровы: «Корова на дворе – еда на столе». Свинью крестьяне тоже считали большим подспорьем в хозяйстве: «Свинья – копилка: что положишь в неё, то и возьмешь». Существовали особые секреты ухода за свиньями: звать свиней нужно, глядя в окно, тогда они в огород не полезут; кормить в хлеву свиней нельзя, иначе они съедят поросят.

Для многих верующих горожан — это один из главных дней в году.

Согласно одному преданию, пастухи, пасшие скот около ручья немного ниже Кашпира, однажды заметили над родником необыкновенное сияние, и это явление повторялось несколько дней подряд. Пастухи пошли на то место, откуда исходило сияние, и обнаружили на камне образ Богоматери. Они сообщили об этом жителям села Кашпира. Икону перенесли в приходской храм, но в первую же ночь она было возвращена на место своего явления. Утром жители, узнав об этом, вновь пришли к роднику и усердно молились перед иконой. После этого священники с иконами и хоругвями подошли к образу, отслужили молебен и вновь перенесли икону в храм.

В Кашпирской крепости, близ места своего явления, икона находилась недолго. В 1730 году Кашпир был приписан к Сызрани. Жители города пожелали иметь чудотворную икону у себя. С крестным ходом икона была перенесена в Христорождественский собор. Однако на другой день святой образ оказался на месте своего явления. Тогда жители Сызрана решили крестным ходом перенести чудотворную икону уже не в собор, а в Вознесенский мужской монастырь. При этом они дали обет за себя и за потомство в будущем брать ежегодно святой образ из обители в город для общественного молебствия. Был назначен день крестного хода — 12 июня (25 июня по н.ст.). Жители Сызрана утром сошлись в соборный храм, а оттуда двинулись к Кашпиру.

По прибытии к роднику был отслужен молебен, затем чудотворная икона была поднята верующими в специально приготовленном киоте, и процессия направилась к Вознесенскому монастырю.
Икона была помещена в деревянном храме Вознесения Господня. Каждый год на источник, где она явилась, совершался крестный ход.

В 1789 году икона по ходатайству купцов Жучкова и Крашенинникова была отправлена в Москву, где была обновлена и выложена в серебряную позолоченную ризу с венцом и короной, украшенной камнями. Помещалась она в вызолоченной раме на треугольном пьедестале, пожертвованном в 1889 году княжной Екатериной Васильевной Урусовой. В 1911 году на Феодоровскую икону была выписана новая риза, серебряная, вызолоченная, с таким же венцом и эмалевыми украшениями.

Икона Феодоровской Божией Матери находилась в Свято-Вознесенском мужском монастыре вплоть до закрытия Феодоровского храма в начале 1930-х годов. Верующим горожанам удалось спасти икону от советской власти, пряча её по домам. Уже в 1944 году после открытия Казанского собора чудотворная икона была перенесена туда жителями Сызрани. Там она находится до сих пор.

Люди верят, что молитва перед Феодоровской иконой Богородицы Божия благодать через святую воду исцеляет от онкологических заболеваний, а бездетным посылает потомство.

Радуйся, Дево, христианом похвало: с праздником Феодоровской иконы Богородицы!

Дорогие братья и сестры! Благотворители Фонда, труженики и волонтеры!
Поздравляем вас с праздником – днем памяти иконы Пресвятой Богородицы «Феодоровская». Особо – Владимира Лыпаря и Ольгу Бородину , ктиторов Феодоровской часовни в с. Горушка Сурского куста Архангельской обл., на малой родине св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Сегодня предлагаем вашему вниманию обзор иконографии Феодоровского образа Пресвятой Богородицы, особо почитаемого русским народом на протяжении многих столетий своей истории.

По преданию, Феодоровская икона Богородицы написана евангелистом Лукой. Образ относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Его иконография очень близка к Владимирской иконе Царицы Небесной. По этой причине многие исследователи считают Феодоровскую списком Владимирской. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Спасителя. Согласно описанию образа, сделанному при его перенесении в Кострому, он имел следующий вид:

…написан масляными красками «на сухе древе». Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины.

До наших дней икона сохранилась плохо, она не единожды поновлялась, и оригинальная живопись ликов Богородицы и Исуса Христа заметно потерта. На оборотной стороне иконы – поясное изображение великомученицы Параскевы Пятницы. Святая изображена в красных одеждах, украшенных золотым растительным орнаментом. Ее руки воздеты в молении на уровне груди.

Существует ряд списков Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской, глас 4

Adblock
detector