19 октября — поистине историческая дата для Государства Российского, и связана она с далеким от нас 1811 годом. Именно в этот день и этот год в соответствии с Высочайшим Указом царя Александра Первого в Царском селе под Петербургом был открыт Императорский Царскосельский лицей. Предназначено в нем было учиться детям дворян. А задачей ставилось готовить из них будущих государственных мужей, чиновников наивысшего ранга.
Идею о создании лицея подал тогдашний министр народного просвещения А. Разумовский. Директором был поставлен просветитель, литератор и дипломат В.Малиновский. Среди преподавателей — выдающиеся личности той эпохи: сам Малиновский, А.Куницын, А.Галич, Ф. Эльснер, Н. Кошанский и другие. В первый набор из тридцати восьми претендентов в лицеисты были приняты тридцать одаренных подростков, среди которых значились будущие кумиры российской, и не только, молодежи — Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, канцлер Горчаков, декабрист Пущин, директор Императорской библиотеки Корф и другие. В лицей принимались дети знатных особ десяти-двенадцати лет, ставшие после выпуска и многих лет работы действительно выдающимися личностями Отечества. О том можно судить и по канцлеру Горчакову и по великому русскому поэту Пушкину.
После того, как Россия от социализма вернулась на капиталистический путь развития, вполне был естественным вопрос о возвращения в систему просвещения лицеев. И это произошло в 1990 году. Начав с единиц, в настоящее время число лицеев по стране превысило тысячу, с числом учащихся более семисот тысяч. Многие из лицеев стали гордостью страны, к примеру, в городе Калуге, носящем имя великого Циалковского. В лицее три уровня образования — начальное (1-4 классы),основное общее образование (5-9 классы) и общее среднее образование (10-11 классы). При этом с углубленным изучением ряда дисциплин.
У нас часто путают лицеи с гимназиями. От обычных школ гимназии тоже отличаются углубленным изучением ряда предметов, скажем, иностранных языков или того же русского, математики, физики и так далее. И перед гимназистами-выпускниками тоже открывается путь в институты. А вот лицеисты — это практически студенты. Лицеи заключают договоры с институтами, и наиболее способные их выпускники сразу поступают на второй курс высшего учебного заведения. Среди дисциплин, которым уделяется особое внимание при их изучении, — информатика,физика, математика,химия, биология и даже экономика и даже право. То есть, лицеист, уже занимаясь в своем учебном заведении, активно готовит себя к будущей профессии — юриста, биолога, историка и так далее.К примеру, в Мурманске есть политехнический лицей. А Калужский имени Циолковского дает углубленные знания в области изучения космоса, Вселенной.
19 октября отмечался и отмечается по разному. В Императорском Царскосельском лицее это были лицейские обеды. В наше время практикуются открытые уроки по определенным темам, творческие вечера, концерты, выставки рисунков и так далее. Но во всех случаях Всероссийский день лицеиста — замечательный и надолго запоминающийся как самим лицеистам и их преподавателям, так и родителям детей праздник!

19 октября отмечается Всероссийский день лицеиста. В этот день в 1811 году, по указу императора Александра I, открылся Императорский Царскосельский лицей — привилегированное среднее учебное заведение, воспетое Александром Сергеевичем Пушкиным. Позже, выпускники отмечали эту дату как День лицея, собираясь вместе на так называемый «лицейский обед».

Среди преподавателей лицея были такие выдающиеся деятели того времени, как Александр Куницын, Яков Карцов, Александр Галич и другие. В число учеников входили Александр Пушкин, Михаил Салтыков-Щедрин, Иван Пущин, Александр Горчаков, Вильгельм Кюхельбекер, Дмитрий Замятнин.

Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому.

Воспитанники лицея изучали нравственные, исторические, физические и математические дисциплины, а также занимались изящными искусствами и практиковались в гимнастических упражнениях.

В 1843 году лицей был переведен в Санкт-Петербург и переименован в Александровский лицей, однако традиции Царскосельского лицея сохранялись. Закрыт лицей был после революции, в 1918 году, но его выпускники продолжили отмечать день рождения альма-матер, даже находясь в эмиграции.

В наше время эта традиция возродилась, а день открытия лицея стал Всероссийским днем лицеиста.

Сегодня этот праздник, призван, прежде всего, акцентировать внимание общественности на качестве образования в лицеях и на занятости учащихся бывших профессионально-технических училищ.

Мы поздравляем и желаем с гордостью носить звание Лицеист!

А для тех, кто хочет проверить свои знания, мы подготовили интересные конкурсы, соответствующие изучаемым лицеистами предметам:

Всероссийскому дню лицеиста посвящается. Игра-конкурс для 5-х классов.

Материалы для подготовки

Домашнее задание: Придумать название команды, девиз и эмблему. Капитан представляет свою команду — оглашает название. Вся команда произносит свой девиз, который также отмечен на эмблеме команды, которая выдержана в духе Царскосельского лицея. Капитан объясняет символический смысл эмблемы команды. У каждого игрока уменьшенная копия эмблемы в виде бейджика.

В помощь игрокам разработана презентация «Эмблематика».

Команда заранее определяет, кто будет принимать участие в этом конкурсе. Необходимо выбрать человека с четким, ясным почерком, аккуратного и внимательного в письме.

Конкурс знатоков состоит из блиц-турнира и викторины по биографии и творчеству А.С.Пушкина. Могут быть вопросы по истории создания и первого выпуска Царскосельского лицея.

Домашнее задание. Один или два члена команды готовят выразительное чтение одного стихотворения А.С.Пушкина на выбор. Организаторы во время подготовки к игре могут предложить свои варианты стихотворений. Жюри оценивает декламаторские и артистические способности чтеца.

Лицеисты: И последний лицеист один будет праздновать 19 октября.

1 ведущий: Такую клятву дали 30 дворянских отпрысков 7 июня 1817 года.

2 ведущий: В этот день в Царскосельском Лицее состоялся первый выпуск. Торжества не было. Расставание было грустным.

Лицеист: Энгельгардт (директор Лицея) подарил нам чугунные кольца – знак крепости нашей дружбы. И будут называть нас чугунники.

Лицеисты (поют гимн): Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины.

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны.

Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас.

1 ведущий: 203 года назад, 19 октября 1811 года, в Царском селе царило особое оживление: на этот день было назначено торжественное открытие Лицея.

2 ведущий: К зданию Лицея то и дело подъезжали кареты, экипажи – съезжались видные сановники и педагоги Петербурга, родственники лицеистов. На торжестве должен был присутствовать Александр I .

1 ведущий: императорский Царскосельский Лицей – привилегированное учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное к важнейшим частям службы государственной».

2 ведущий: Император Александр Первый лично утвердил в 1811 году список первых воспитанников Лицея и лично раздал им через шесть лет награды и дипломы.

Лицеист: Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Лицеист: Лицей стал для нас родным домом, нашей республикой со своими законами, братством, дружбой.

Лицеист: Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные занятия, потекла обычная лицейская жизнь. «Шесть лет соединенья».

1 ведущий: Распорядок дня в Лицее.

  • Подъем по звонку в 6 часов.
  • От 7 до 9 часов – класс, то есть учебные занятия.
  • В 9 – чай с белой булкой.
  • Сразу после чая первая прогулка до 10 часов.
  • От 10 до 12 – класс.
  • С 12 до часу – вторая прогулка. Гуляли обязательно в любую погоду.
  • Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих.
  • В половине 9 звонок к ужину.
  • После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.
  • По средам и субботам бывало вечернее танцевание и фехтование.
  • В 10 часов – вечерняя молитва, сон.

2 ведущий: Лицеистов поселили в отдельные номера-комнаты. В номер 14 поселился Пушкин. В комнате было только необходимое для отдыха и занятий.

1 ведущий: Скоро все лицеисты объявили себя «скотобратцами» и, как водится, наделили друг друга прозвищами:

  • Вильгельм Кюхельбекер – Кюхля
  • Антон Дельвиг – Тося
  • Михаил Яковлев – Буффон
  • Иван Малиновский – Казак
  • Александр Горчаков – Князь
  • Константин Данзас – Медведь
  • Иван Пущин – Большой Жанно
  • Федор Матюшкин – Матюшко
  • Александр Пушкин – Француз, Помесь обезьяны с тигром.

Лицеист: С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.

Лицеист: Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Лицеист: Не пропускаются дни рождения.

2 ведущий: Они были обыкновенными мальчишками, любили пошалить.

Сценка. (Пушкин, Пущин, Малиновский)

— И я затеяли выпить гоголю-моголю.

Пущин: Я достал рому, добыли яиц.

Малиновский: Натолкли сахару.

Пушкин: И началась работа у кипящего самовара.

Пущин: Тут начались опросы, розыски. Мы трое явились и объявили, что это наше дело и что мы одни виноваты.

Пушкин: Постановление следующее: две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы.

Малиновский: Сместить нас на последние места за столом, где мы сидели по поведению.

1 ведущий: В январе 1815 года в Лицее был назначен публичный экзамен.

Лицеист (читает газету): Императорский Царскосельский Лицей имеет честь уведомить, что 4-го числа будущего месяца от 10 до 3 по полудни имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приема по случаю перевода из младшего в старший возраст.

Это был экзамен – смотр, чему научились за три с лишним года, ибо достигли середины.

Пушкин: Державин был прижизненной легендой. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.

2 ведущий: Экзамен очень утомил Державина. Пушкин прочел «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.

Пушкин: Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении. Он меня требовал, хотел обнять… Меня искали, но не нашли.

Лицеист: Говорили, будто Гаврила Романович воскликнул: «Я не умер!»

Лицеист: Учиться еще два года.

Лицеист: Май 1817 года. «Санкт-Петербургские ведомости» приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея.

Лицеист: 17 дней, 15 экзаменов.

Лицеист: 9 июня 1817 года был акт. Характер его был совершенно иной: как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш тих и скромен.

1 ведущий: Нет, они не кончили Лицея. Кончались лекции, кончалось царскосельское время пробуждения на заре, блуждения с неотвязчивым стихом весь день, кончалось это все, а Лицей не кончался. Не мог кончаться… Не кончался. Вот и все.

2 ведущий: Класс как класс… Мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники.

Пушкин: В начале жизни школу помню я

Там нас, детей беспечных, было много,

Неровная и резвая семья…

Представление лицеистов (читают ведущие)

1 ведущий: 19 октября 1836 года собрались господа лицеисты в доме у Яковлева и пировали.

Лицеист: Собрались все в половине пятого часа, разошлись в половине десятого.

2 ведущий: Скотобратцы разошлись, пожелав доброго пути воспитаннику императорского Лицея Александру Пушкину – французу.

Ребята, сегодня день лицеиста. Лицей – это школа. Когда вы вырастите, тоже пойдете в школу или лицей. Сейчас вы ходите в детский сад, и тоже учитесь, готовитесь к поступлению в школу. Самый знаменитый лицеист А,С,Пушкин. Маленький Саша был прилежным и старательным, много читал и писал. Саша был опрятным и старательным мальчиком и очень не любил нереях. У Саши Пушкина было много друзей в лицее, потому что он был очень добрый, воспитанный, скромный. И вот когда он вырос и закончил лицей, никогда не забывал своих друзей. На прощание директор лицея надел Саше и его друзьям на палец чугунные кольца- символ крепкой дружбы. Лицеисты дают клятву и обязуются праздновать день лицеиста 19 октября (1817г.). А. С. Пушкин стал поэтом. Ребята поэт – это человек который пишет стихи. Он написал огромное количество стихов и сказок. Некоторые сказки мы с вами уже читали. Самое известное его стихотворение послушайте: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. Пойдет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит. Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…» А сейчас я загадаю вам загадки и мы попробуем их отгадать.

Публикация «Конспект занятия-викторины к празднику „День лицеиста“ (средняя группа)» размещена в разделах

Темной он покрыт корой

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (Дуб)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень).

Падают с ветки Золотые монетки

(Осенние листья)

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Жаль озябшего бедняжку-

Всем ветрам и ветеркам.

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскутам. (Лес)

Осень, осень – листопад (плавными движениями поднимают вверх,

Листья желтые летят (как бы дережируют руками, постепенно опускают вниз)

Ветер дует, задувает (руки от груди неспеша разводят в стороны, одновременно дуют имитируя звуки ветра)

Туча солнце закрывает (закрывают глаза руками)

Дождик капает с утра (сжимают кулаки, выставив из каждого только по указательному пальцу. Совершают то правой, то левой руками движения вверх-вниз, показывая, как капают капли дождя. При этом постепенно приседают, пока указательные пальцы не дотронутся до пола.)

Осень грустная пора (разводят руки в стороны с выражением грусти на лице).

(Дети садятся на стульчики)

-Ребята, какое сейчас время года?

(Ответы детей) – А. С. Пушкин любил осень.

— Послушайте отрывок стихотворения об осени: Унылая пора очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса.

1. В сени вышел царь- отец, все пустились во дворец. (Сказка о царе Салтане)

2. Торговали мы конями, все донскими жеребцами. (Сказка о царе Салтане)

3. Вот пошел он к синему морю; видит- море слегка разыгралось. (Сказка о рыбаке и рыбке)

4. Прибежали бояре и дворяне, старика взашей затолкали. (Сказка о рыбаке и рыбке)

5. Лошадь запряжет, полосу вспашет, печь затопит, все заготовит, закупит. (Сказка о попе и работнике его Балде)

6. Рано утром гость желанный, день и ночь так долгожданный. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Кроссворд для родителей и детей: сказка: с-Салтан; к- яблоко; а – царевна; з- зеркальце; к- комар; а- старик.

1 Имя царя, которого ввели в заблуждение?

2 Фрукт, который привел к литургическому сну?

3 Молодая девушка, которую отвели в лес?

4 Предмет, который отображает внешность?

5 Насекомое, в которое превращается Гвидон?

6 Мужчина в преклонном возрасте?

Дорогие друзья, наш праздник подходит к концу. Нашему лицею 25 лет.

А значит впереди далекая дорога

И сколько б не было преград на пути

Желаю вам все их преодолеть и пройти.

Желаю удачи и творческих сил

Чтоб радость и счастье вам день приносил

Мечты чтоб всегда в нашей жизни сбылись

В учебе раскрылись, в труде постарались

Лицей пусть расширит границы.

Желаю отличных успехов добиться!

С днем рождения лицей.

«Вот какие наши мамы!» к празднику 8 марта. Средняя группа ДОУ Действующие лица Взрослые: ведущий, домовёнок Кузя, матрёшка, Весна. Матрешки-неваляшки — девочки средней группы. Ход мероприятия Под музыку.

Итоговое мероприятие по ОБЖ в форме викторины «Что? Где? Когда?» (средняя группа) Цель: Уточнить и систематизировать знания детей полученные на предыдущих занятиях. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей быстро отвечать.

Конспект беседы «День победы» (средняя группа) Программное содержание: Закрепить знания детей о ВОВ. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать гордость, патриотизм,.

Конспект НОД «День семьи, любви и верности» (средняя группа) Конспект НОД «День семьи, любви и верности» Цель: Формировать представление о семье и ее членах; о доброжелательных отношениях; воспитывать.

Конспект занятия. Тема викторины: «Что? Где? Когда?» (старшая группа) Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Игра КВН к празднику «День матери» (подготовительная группа) Участвуют дети и родители (мамы) 1 ВЕДУЩАЯ: Добрый вечер, дорогие друзья! И пусть этот вечер будет действительно добрым, потому, что сегодня.

Планирование на день (средняя группа) В средней группе (день недели — пятница) Тема недели: ,Чистый мир’’ Тема дня: «Чистый город’’ Программные задачи: Продолжать формировать.

Сценарий утренника к празднику 8 Марта (средняя группа) «Мамин праздник» «МАМИН ПРАЗДНИК» Сценарий утренника, посвящённого Международному Женскому Дню для детей средней группы. Звучит музыка. Мальчики заходят,.

Сценарий викторины по сказкам К. И. Чуковского (средняя группа) Программные задачи: Вспомнить с детьми сказки К. И. Чуковского. Учить использовать в речи разные виды предложений. Продолжить работу над.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Всероссийский день лицеиста, отмечаемый в нашей стране ежегодно 19 октября, обязан своим появлением учебному заведению, которое известно каждому образованному человеку.

Именно 19 октября (по старому стилю) 1811 года открылся Императорский Царскосельский лицей, в котором воспитывались Александр Пушкин и многие другие люди, прославившие Россию.

Дата открытия лицея впоследствии стала отмечаться выпускниками как День лицея. Для празднования бывшие студенты собирались на так называемый «лицейский обед».

В наши дни 19 октября стал Всероссийским днем лицеиста. В календарь праздничных дат он вошёл в 1990-х годах, когда в систему отечественного образования вновь вернулось понятие «лицей». И сегодня этот День во многих лицеях отмечается различными торжественными и праздничными мероприятиями.

В этом году наша школа присоединяется к празднованию Всероссийского дня лицеиста.

Неделя лицеиста

19.10.16 г.

8.10 — единый классный час «Лицея славный день…» для 1-11 классов.

13.55 — игра «Друзья мои, прекрасен наш союз…» для обучающихся 5 –7 классов.

На переменах в течение дня на первом этаже вас, лицеисты, ждут игры и конкурсы.

24.10.16 г.

13.40 — «Под сенью дружных муз…». Конкурс чтецов произведений А.С. Пушкина и поэтов-лицеистов (5-7 класс).

25.10.16 г.

13.40 — литературный ринг по творчеству А.С. Пушкина для 8 – 9 классов.

26.10.16 г.

13.40 — «Под сенью дружных муз…». Конкурс чтецов произведений А.С. Пушкина и поэтов-лицеистов (8-11 класс).

28.10.16 г.

13.40 — Итоговая линейка. Награждение победителей и призеров.

Мы также предлагаем принять участие в викторине, которая поможет вам узнать много нового о жизни первого лицейского выпуска. Ответы сдаём учителям русского языка и литературы до 24.10.16г. (включительно). Желаем успехов!

Конкурсы на день лицеиста

В рамках традиционного праздника «День лицеиста» библиотека лицея проводит конкурс рисунков «Читаем А.С. Пушкина».

Цели и задачи конкурса:
• Выявление и поддержка одаренных детей в области изобразительного искусства.
• Воспитание чувства любви и уважения к творчеству А.С. Пушкина.
• Развитие интереса к чтению произведений А.С. Пушкина.
В конкурсе принимают участие учащиеся лицея с 1 – 9 класс.
Конкурс проводится с 18 по 22 октября 2021 года. Работы участников принимаются с 18 по 22 октября 2021 года, в читальном зале библиотеки. Они должны соответствовать всем требованиям Положения. От класса принимаются по одной — две работы. Рисунки участников будут представлены на выставке в читальном зале 26 – 27 октября. Желаем лицеистам творческих успехов и побед!

Последние записи

  • Турслёт
  • Школьный кросс 2023
  • Разговоры о важном. Избирательная система России (30 лет ЦИК)
  • ВФСК ГТО
  • Кросс Нации – 2023
  • Акция «Не дрова везете!»
  • Областные соревнования по военно – прикладным видам спорта
  • Школа развития
  • Выборы состоялись!
  • День ученика в лицее

Рубрикатор

Архив записей

Контакты

612960, Кировская область,
г. Вятские Поляны,
ул. Азина д. 45

Директор: 83334-6-11-80
Секретарь: 83334-7-30-98

Образовательные ресурсы

Официальный сайт Вятского многопрофильного лицея | Designed by Elegant Themes | Powered by WordPress | Аналитика Спутник