В последние годы россияне все больше стали интересоваться вопросами религии и почитать православные торжества. Однако далеко не все могут рассказать о Вербном Воскресении, его традициях и обычаях.

Вербное воскресенье (или Вход Господень в Иерусалим) назван переходящим праздником. Он выпадает на шестой воскресный день Великого поста. Это один из 12-ти главных (двунадесятых) праздников православного народа, которые является знамением приближающейся Пасхи.

Что православные празднуют, и в чем суть праздника?

Каждый из 4-х евангелистов (Лука, Иоанн, Марк и Матфей) описал то, как проходило это действо.
Сам по себе праздник крайне важен для каждого верующего, так как вход Иисуса в Иерусалим явился символом начала его страданий во имя человечества, на которые он пошел по доброй воле. Иисус въехал в город на осле, что означало простую суть въезда в те времена всех победителей и земных правителей в Иерусалим на этих животных. При этом народ встречал своих правителей и победителей возгласам радости с одновременными взмахами веточки пальмы.

Однако сам Иисус пребывал в город не в качестве царя земли или победителем, а в качестве царя из Небесного царства, который смог победить смерть и первородное грехопадение. Он точно видел, что его ожидает. Он знал, что смерть его земного бренного тела неминуема, но это было необходимо во имя спасения людей.

Иудеи, следуя своим традициям, встречали Иисуса как Царя, взмахивая ветками пальмы, разбрасывая цветы и расстилая перед ним свои одеяния. При этом каждый выкрикивал радостно «Осанна» с короткой молитвой.

Слово «Осанна» означало древний торжественный молитвенный возглас «Спаси, мы молим!».

Своим входом в Иерусалим Христос исполнил древнее пророчество. Те ворота, через которые он въезжал в город, сохранились и по сей день, только многие столетия они стоят замурованные наглухо.

На Руси праздник стали называть Вербным воскресеньем, так как у нас не растут пальмы, а растут вербы, ставшие своеобразным символом этого дня. Помимо вербы к символам праздника относятся и ветлы (ивовые веточки).

Еще Вербное воскресенье именуют «Неделей вайи». Слово «вайя» с греческого переводится, как ветка пальмы.

Если смотреть латинское название торжественного дня, то оно звучит как «Dominica in palmis». Переводится оно как «Господень день в пальмах». Современные представители европейских стран называют этот день «Palm Sunday».

Богослужебные издания русских людей именуют торжественный день Вербного воскресенья также Неделей Цветоносной, так как Спасителя в Иерусалиме чествовали не только ветками пальм, но и множеством живых цветов.

Как праздновать?

Накануне перед праздником на субботней вечерней службе (на Всенощном бдении) в храмах нашей страны освещаются веточки верб. Сразу после прочтения Евангелия идет чтение 50-го псалома. Далее идет освещение верб святой водой. Как только вербы окроплены водой, их раздают присутствующим в храме. Получив веточку, прихожане ждут окончания церковной службы уже с вербочкой и свечками в руках.

Как правило, кропят вербы и в Воскресную праздничную службу на Литургии во имя Иоанна Златоуста.

Праздничные традиции, приметы и обычаи

До времен правления Петра I на Руси в само Вербное воскресенье в обязательном порядке проводился обряд патриаршей езды на белом коне, которого снаряжали по типу снаряжения осла. Это было символичным действом, напоминавшим вход Господень в Иерусалим.

С Лобного места патриарх одаривал прихожан вербами и листочками папоротника. За веточкой к нему могли подойти как сам царь, так и простой люд.

Полученную в дар вербу христиане хранили весь год. Ими украшали то место, где стояли иконы в доме. Этот обычай хранения верб дошел и до наших дней.

В некоторых районах нашей страны освященные вербочки вкладывали в руки покойников, что символизировало веру в Христа и благодаря ей возможную победу смерти. Если умерший победит смерть, то он обязательно воскреснет и будет встречать Иисуса с веточкой.

Для постящихся православных в праздничный день разрешалось вкушать рыбные блюда. Наши предки были уверены в том, что освещенные ветки, хранящиеся в доме весь год, оберегают жильцов и скот от злых духов. Они верили, что веточка защищает людей от порчи, сглаза и всяческих житейских бед.

С этим днем русские люди связывали множество обычаев и примет. К примеру, было на Руси следующее правильное развлечение: как только заканчивалась служба, освещенной вербочкой постукивали детей, всех родных и знакомых людей, приговаривая простые слова «Будь здоров, как эта верба».

До первого выгона на луга скоту подсовывали пожевать пару веточек вербы, чтобы он не пропадал. Зачастую вербы выкладывали в хлеву, так как это по старинному обычаю помогало отгонять всю нечисть и придавать здоровья жителям дома.

Девушек, еще не нашедших жениха или только что ставших женами, слегка прихлестывали вербочкой. Этот жест позволял женщине в будущем рожать много здоровых детишек. Неспроста для этого обычая выбирали вербу, ведь именно она в нашей стране была сильнейшим и живучим деревом. Это подтверждает и поверье, согласно которому, если воткнуть любую ветку данного дерева в землю, то она выживет и даст побеги. В связи с этим на вербу возлагали надежды на благополучие и на здоровье.

Если у человека намечалось какое-то важное дело, то в Вербное воскресенье ему полагалось съесть три почки освещенного растения, запивать святой водой, думая о важном деле. Верба обеспечивала человека удачей. Но все же часто таким методом пользоваться было нельзя. Не стоило по пустякам беспокоить благородное дерево, иначе проблемы могли накатиться горой.

Некоторым людям верба помогала в делах любовного плана. По старорусскому обычаю девушке полагалось с раннего утра Вербного воскресенья думать о возлюбленном, не обращавшем на нее внимание. А к вечеру любимый непременно бы переступил порог ее дома, чтобы пригласить на прогулку.

Вполне вероятно, верба на самом деле способна творить чудеса, а возможно, что сила мысли материальна. В любом случае, если загадать сокровенное желание в Вербное воскресенье, то оно непременно сбудется намного быстрей, чем, если сделать это в обычный день.

Как правило, на Руси перед праздником организовывались специальные базарчики. На таких базарах можно было прикупить не только сами веточки, но и множество всяческих удивительных самодельных вещей: книг, игрушек, вкусностей и угощений. К каждой горсточке вербы православные старались привязать ангела, которого называли «вербным херувимом».

В большинстве изб в день праздника люди варили особую кашу с добавлением вербных почек. Такая каша считалась целебной, С этим праздником на Руси было связано множество примет. К примеру, если на вербное воскресенье был сильный мороз, то это говорило о хорошем урожае ядровых хлебов.

Когда, какого числа в 2024 году отмечают Вербное Воскресенье. Дата праздника: 28 апреля

Когда вербное воскресенье в 2024 году

Вербное воскресенье — важный церковный праздник. Его отмечают православные, католики и многие протестанты. Официальное название этого дня — Вход Господень в Иерусалим, ведь именно этому событию и посвящено торжество. У многих людей в нашей стране этот день ассоциируется прежде всего с веточками вербы, которые активно продают накануне.

Когда отмечается Вербное воскресение у православных

Каждый год Вербное воскресенье выпадает на разные числа и празднуется за неделю до Пасхи, или в шестое воскресенье Великого поста. Православное вербное воскресенье в 2024 году придется на 28 апреля.

Когда отмечается Вербное воскресенье у католиков

Дата праздника высчитывается также, как и в православии. Но дата Вербного воскресенья, как и самой Пасхи, у католиков и православных не совпадает. Расхождение связано в том числе и с тем, что в православии используется юлианский календарь, а в католичестве григорианский. В 2024 году праздник для представителей этой ветви христианства пришелся на 24 марта.

История праздника

Считается, что праздник возник в Иерусалиме. Его появление относят к IV веку: тогда Церковь ввела обычай освящать пальмы. Отсюда одно из названий праздника — «неделя ваий» (греч. «ваиа» — пальма). Упоминания о празднике встречаются у святителей Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского в IV веке. К этому же периоду относятся его изображения на саркофагах. Заглавие «Die dominica in palmas» (Воскресный день пальм) появляется в богослужебных книгах римского обряда с конца VII — начала VIII веков.

Суть праздника

Этот день отмечается накануне начала Страстной недели и напоминает о евангельских событиях, предшествовавших крестному страданию Христа и его Воскресению.

Когда вербное воскресенье в 2024 году

В субботу Иисус сотворил чудо и воскресил Лазаря из Вифании. Это потрясло присутствовавших. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа именно после этого события.

На следующий день, в воскресенье, он вошел в Иерусалим, где перед праздником иудейской Пасхи собралось множество паломников. Иисус въехал в город на молодом осле, как Давид после битвы над Голиафом. Его встречали как победителя, приветствовал пальмовыми ветвями и хвалебной песней: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!». На дорогу, по которой он ехал, люди бросали пальмовые ветви и стелили одежды. Именно отсюда берет корни западная традиция освящать пальмовые ветви. В России их заменила верба.

Традиции православного Вербного воскресенья

В православии Вербное воскресенье входит в число двунадесятых — двенадцати важнейших после Пасхи — праздников. В отличие от других подобных дней, оно не имеет предпразднства и попразднства. Иногда предпразднством называют Лазареву субботу.

Начинается празднование со всенощного бдения, на котором читается особая молитва. Молящиеся встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, держа в руках свечи и ветки вербы — они в нашей стране заменяют пальмовые листья. На второй части бдения, утрене, читается особая молитва на благословение «ваий». После нее принесенные вербы окропляют святой водой. Считается, что освященные вербы нужно хранить в доме в течение года.

Традиции католического Вербного воскресенья

Когда вербное воскресенье в 2024 году

В католичестве праздничную службу предваряет шествие вокруг храма или в нем. Люди с зажжеными свечами и ветвями (пальмовыми в южных районах, вербными — в северных) в руках проходят, поют праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Такая процессия символизирует вышедших навстречу Иисусу во время Входа Господня в Иерусалим людей.

После шествия проводится месса, которая включает в себя чтение Страстей Господних. Они читаются только в Вербное воскресенье и Великую пятницу.

Освященные ветви хранятся в домах до следующего Великого поста. В день его начала — Пепельную среду — их сжигают.

Народные поверья

В старину веточками вербы лечили — по народному поверью, хлестали больного человека по спине, приговаривая слова:

«Верба, верба, вербочка,
Золотая вербочка.
А я вербой похлещу,
И скажу присловье:
Верба, дай, здоровья!».

Вербу даже давали домашнему скоту, чтобы избавить животных от болезней.

Традиция слегка бить друг друга освященной вербой сохранилась и поныне. Действие сопровождается словами: «Не я бью, верба бьет!». Считается, что это приносит здоровье и благополучие.

Популярные вопросы и ответы

Почему именно верба стала символом этого праздника?

Согласно Библии, в этот день Иисус въехал в Иерусалим верхом на осле. Народ встречал его и бросал на дорогу одежду и пальмовые ветви в знак приветствия и восхищения. В южных странах атрибутом праздника остаются пальмовые ветви, но в северных регионах, включая Россию, их заменили на более доступные растения. На Руси вербу наделяли положительными свойствами и использовали для защиты от зла. Она и стала новым символом праздника.

Можно ли ходить на кладбище в Вербное воскресенье?

Запрета посещать кладбище в этот день нет. Однако великие праздники — это дни радости, и прежде всего в этот день стоит посетить церковь. А на кладбище лучше отправиться в специальные поминальные дни.

Можно ли играть свадьбу в Вербное воскресенье?

Не забываем, что все еще идет Великий пост, и праздновать свадьбу во время него, особенно накануне Страстной седмицы, не стоит. К тому же Вербное воскресенье — не время для шумных застолий.

Вербное воскресенье — христианский праздник, посвященный триумфальному входу Иисуса Христа в Иерусалим перед распятием. Он отмечается в воскресенье перед Пасхальным воскресеньем, поэтому дата празднования меняется из года в год. Вербное воскресенье в 2024 году отмечается 28 апреля.

Свое название праздник получил от обычая освящать в этот день в церкви ветки вербы. Они символизируют пальмовые ветви, не растущие в России, которыми иудеи приветствовали Иисуса в Иерусалиме.

Верба — первое растение, которое зацветает весной. Она олицетворяет пробуждение природы после зимнего сна и возрождение новой жизни.

История праздника

Христиане еще с IV века почитают вход Господень в Иерусалим. В основе праздника лежит библейское событие земной жизни Иисуса Христа. Сын Божий совершил чудесное воскрешение своего друга Лазаря и новость об этом стремительно распространилась по окрестностям. Поэтому, когда Спаситель въехал на осле в Иерусалим, жители встречали его с бурным восторгом. Они рассыпали перед ним цветы и выстилали путь пальмовыми ветвями.

Однако уже через несколько дней разочарованные иудеи, ждавшие, что Иисус, которого они считали земным царем, пришедшим дать им свободу и богатство, потребовали распять его за обманутые ожидания. Спаситель принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи всего человечества.

По этой причине праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) считается – это одним из самых трагических праздников церковного года.

Вербное воскресенье или праздник «входа Господня в Иерусалим» – это отнюдь не еще один день Великого поста, когда можно есть рыбу и пить вино, как принято думать. На самом деле это тот самый момент, когда стоит задать себе вопросы: «Во что, в кого я верю? За кем готов последовать? Что для меня является моментом истины?»

Каждый должен сделать свой выбор, находясь в общей толпе. Будет это безусловная вера в божественную любовь и бессмертие человеческой души или желание получить «хлеба и зрелищ» в земном существовании каждый выбирает для себя сам. В этот день принято исповедоваться и причащаться.

Какого числа Вербное воскресенье в 2024 году? Какова его история и предпосылки? Почему его называют Вход Господень в Иерусалим? Ответы Вы найдете в статье!

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2024 году – 28 апреля

Воскрешение Лазаря празднуется Русской Православной Церковью в шестую субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья, когда Христос въехал в Иерусалим. Это последнее великое чудо, сотворенное Иисусом перед началом Страстей, и рассказывает о нем один только евангелист Иоанн. Многие поверили тогда в Христа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря и, увидев воскресшего, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. А спустя пару дней с такой же фанатичной верой в Его вину перед ними лично понаблюдать за распятием.

Весть о чуде мгновенно разнеслась по Иудее, так что именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса, обнародовав повеление взять Его, как только Он будет замечен. Причем это событие так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного. Лазарь был вынужден бежать и поселился на острове Кипр, где впоследствии поставлен был апостолами первым епископом Китона, а Богоматерь подарила ему собственноручно вытканный омофор. Благодаря Иисусу Лазарь прожил еще 30 лет.

Воскрешение Лазаря. Фреска Джотто в капелле Скровеньи

Когда были обретены мощи епископа, они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В 898 году византийский император Лев Мудрый (886–911) приказал перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря, откуда их впоследствии похитили франкские крестоносцы и вывезли в Марсель. Но в 1970 году под церковью Святого Лазаря в Ларнаке (где и был первоначально похоронен святой) обнаружили саркофаг, а в нем человеческий череп. Киприоты позолотили его и выставили в одной из установленных в храме рак, твердо веря, что это – череп святого Лазаря. Правы ли они, никто сейчас сказать не может.

Воскрешение Лазаря Иисусом стало прообразом всеобщего воскрешения человечества, поэтому Лазарева суббота – единственный день в году, когда воскресное богослужение совершается в субботу.

Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через смерть на кресте, в этот день предстает ее победителем. А вечером следующего дня Христос спускается с Елеонской горы, направляясь к стенам Иерусалима. Под Ним белый осел – символ мира. Христос едет как Царь, несущий примирение, а галилейские паломники подтверждают это криками: «Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних!» Они машут пальмовыми ветвями – так принято приветствовать победителя. Они надеются, что Пророк-Мессия даст им освобождение от власти язычников-римлян.

С болью в сердце обращается Иисус к Иерусалиму: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих…» Он впервые не отклоняет восторгов толпы. Он ждет, испытывая сердца человеческие, поскольку знает, что поверить в Него не поздно до последнего мгновения. Но Он несет Благую Весть, а люди мечтают о сигнале к революции. Даже Его ученики заражены общей истерией – они спорят между собой, деля будущие места у трона. Между ними и Христом образуется пропасть.

Вербное воскресенье — трагический праздник?

Праздники бывают разные. По словам митрополита Антония (Блюма), праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) – это «один из самых трагических праздников церковного года». Он состоится накануне «страстных дней Господних, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это – тьма и полумрак, сумерки, где перемешалась правда и неправда, где перемешалось все, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении».

Вход Господень в Иерусалим. Пьетро Лоренцетти

Казалось бы, вот оно, торжество христианства – Христу покоряется Святой Город, где Его встречают ликующие толпы народа. Только спустя несколько мгновений становится понятно, что Тот, Кого они ждали, им не нужен, потому что Он – не тот. Народ ждет прихода политического вождя, готового повести к победе над врагом. Земным врагом. Оккупантом их земли. Римлянином. О победе над гораздо более страшным врагом – дьяволом – они, возможно, и подумают. Но позже, а совсем не в тот момент, когда Христос предлагает задуматься о неизбежности духовной смерти. Поэтому торжество и ликование толп вызывают ощущение потери, горечи недоразумения. Потому что нам, к сожалению, уже известно, что та толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!» – через несколько дней повернется к Нему ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия, а Его ученики предадут Его не единожды, пройдут мимо Него, не узнав, не последовав за Ним.

«Во что я верю? За кем готов последовать?»

По словам митрополита Антония, «сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви». Это день страшнейшего недоразумения, день торжества массовой истерии, торжества неверия и нелюбви. Символическая концентрация тех качеств, которые превалируют в момент, когда толпе предлагается халява – «хлеб и зрелища».

Это тот момент, откуда каждый начинает выбирать свое место в толпе, через несколько дней кричащей «Распни, распни Его» с тем же восторгом, что сегодня «Слава, Осанна!»

И так было, увы, не только во времена Христа. «Под Вербное воскресенье шли по дороге с гармониями и ругали Бога и Богородицу и веру – все! Я спросил: «Кто эти люди? – Свои же люди, самые православные, сейчас они ругают Бога, а родится дитя, идут к попу и кланяются: окрести!» – писал с горечью в своем дневнике писатель Михаил Михайлович Пришвин.

Между тем, Вербное воскресенье, или праздник «входа Господня в Иерусалим» – это отнюдь не еще один день Великого поста, когда можно есть рыбу и пить вино, как принято думать. Это тот самый момент, когда стоит задать себе вопросы: «Во что, в кого я верю? За кем готов последовать? Что для меня является моментом истины?»

Богослужение на Вербное воскресенье

Песнопения на Вербное воскресенье

Вы прочитали статью Вербное воскресенье в 2024 году — 28 апреля .

Фильм о Вербном воскресенье:

На данной странице вы можете узнать, когда в 2024 году отмечается Вход Господень в Иерусалим или, как его ещё называют, Вербное воскресенье. Знать дату празднования Вербного воскресенья необходимо тем, кто хочет поздравить своих родственников, друзей или просто знакомых; для того, чтобы подготовться к Пасхе, которая наступит через неделю. Здесь представлена информация о дате празднования Вербного воскресенья в 2024 году в католицизме и православии.

Что такое Вербное воскресенье?

Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье (церк.-слав. Вхо́дъ гдⷭ҇ень въ і҆ерⷭ҇ли́мъ, лат. Dominica in Palmis de passione Domini) — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье («неделю»), предшествующее Пасхе, то есть в шестое воскресенье Великого поста, ровно за неделю до Пасхи. Посвящён торжественному въезду Иисуса Христа в Иерусалим, описанному во всех четырёх Евангелиях. В православии входит в число двунадесятых праздников. Однако в православном календаре Вход Господень в Иерусалим формально не имеет предпразднства, в отличие от других двунадесятых праздников, хотя Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднство, и совсем не имеет попразднства, так как за ним сразу следует Страстная седмица.

В писании сказано, что Иисус въезжал верхом на осле в Иерусалим, где его встречал народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9).

Данный праздник имеет несколько названий — Неделя ваий, Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье (греч. Κυριακή των Βαΐων, церк.-слав. Недѣ́ля Ва́їй, лат. Dominica in Palmis de passione Domini). В богослужебных книгах также иногда называется Неделей Цветоносной, а в просторечии — Вербным воскресеньем. Также этот день иногда называют Вербницей, Квитным, Цвитным, Шутьковым и Бечковым воскресеньем. Это связано с тем, что пальмовые ветви в странах с холодным климатом заменяли на вербы (ср. болг. Връбница, белор. Вербніца, укр. Вербна неділя, лит. Verbų sekmadienis). Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава.

Накануне праздника Входа Господнего в Иерусалим (Вербного воскресенья), субботним вечером, верующие люди несут в церковь цветы и веточки вербы, чтобы освятить их. Они верят, что освящённая верба имеет большую защитную силу.

Дата празднования Вербного воскресенья в 2024 году

Итак, в 2024 году Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) у православных христиан отмечается 28 апреля, а у католиков Вход Господень в Иерусалим (Пальмовое воскресенье) празднуется 24 марта.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) в православии: 28.04.2024.
Вход Господень в Иерусалим (Пальмовое воскресенье) в католицизме: 24.03.2024.

Вербное Воскресенье является одним из важных религиозных праздников. Он празднуется православными, католиками и некоторыми протестантами. Официальное название этого дня — Вход Господень в Иерусалим, так как именно этому событию посвящено празднование. У многих людей в России этот день ассоциируется прежде всего с покупкой вербных веток, которые активно продаются накануне.

Когда на Страстной воскресенье празднуют православные

Каждый год Страстное воскресенье на разные числа выпадает и за неделю до Пасхи, или в шестое воскресенье Великого поста. Православное Страстное воскресенье в 2024 году отмечается 28 апреля.

Когда на Вербное воскресенье отмечают католики

Дата праздника в церкви вычисляется также, как и в православии. Но дата Вербного воскресенья, так же как и день Пасхи, у католиков и православных разная. Различия объясняются, в том числе, использованием Юлианского календаря в православии и Григорианского календаря в католицизме. В 2024 году на этот праздник для католиков пришелся 24 марта.

История праздника

По легенде, праздник возник в Иерусалиме. Его происхождение относится к IV веку, когда Церковь решила освятить пальмовые ветви. Именно поэтому праздник получил одно из своих названий — «неделя ваий» (что переводится с греческого как «пальма»). Первые упоминания о празднике встречаются у святителей Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского в IV веке. Изображения этого праздника можно увидеть на саркофагах, которые были созданы также в этот период. Официальное название «Die dominica in palmas» (Чернушный воскресенье) появилось в богослужебных книгах римского обряда в конце VII — начале VIII веков.

Смысл праздника

Этот важный день отмечается накануне Страстной недели и напоминает о событиях из Евангелия, предшествующих страданию и Воскресению Иисуса Христа.

Светлый и значимый праздник

В субботу Иисус произвел чудо и оживил Лазаря из Вифании. Это событие потрясло всех присутствующих. Благодаря этому многие, кто увидели или услышали о нем, поверили в Христа именно после этого чуда.

В воскресенье на следующий день он прибыл в Иерусалим, где собрались толпы паломников перед праздником еврейской Пасхи. Иисус въехал в город на молодом осле, подобно Давиду после своей победы над Голиафом. Его приветствовали как победителя, строивший путь из пальмовых ветвей и хвалебной песни: «Озанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!». Люди бросали пальмовые ветви на дорогу, по которой он проехал, а также стелили одежды. Именно здесь происходит начало западной традиции освящать пальмовые ветви. В России их заменила верба.

Традиции православного Вербного воскресенья

В православии Вербное воскресенье является одним из двунадесятых — двенадцати основных праздников, следующих за Пасхой. В отличие от других аналогичных дней, его не предшествует никакой праздничный предварительный день и не сопровождается праздничным последующим днем. Иногда Лазареву субботу называют предшествующим праздничным днем.

Празднование начинается с вечернего богослужения, во время которого совершается особая молитва. Поклоняющиеся встречают незримо прибывающего Господа и приветствуют Его, держа в руках свечи и ветки вербы — они в нашей стране заменяют пальмовые листья. В рамках утренней части богослужения читается специальная молитва на благословение «ваий». После нее освященные вербы омывают святой водой. Считается, что священные вербы должны храниться в доме в течение года.

Традиции Вербного воскресенья в католической церкви

В католической церкви Вербное воскресенье отмечается шествием вокруг храма или внутри него. Верующие несут в руках зажженные свечи и ветви — пальмовые в южных районах и вербные в северных. Во время шествия они поют праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Это шествие символизирует встречу людей с Иисусом во время Входа Господня в Иерусалим.

После шествия проводится месса, в ходе которой читаются Страсти Господни. Они читаются только в Вербное воскресенье и Великую пятницу.

Освященные ветви остаются в домах до начала следующего Великого поста. В Пепельную среду они сжигаются.

Пересказ народных верований

В давние времена люди использовали веточки вербы для лечения — так гласит народное поверье. Они хлестали больного человека по спине и произносили следующие слова:

«О верба, моя золотая вербочка,
Я тебя пощипаю,
И заговоры произнесу:
Верба, дай мне здоровья!».

Даже своему домашнему скоту давали вербу, чтобы избавить их от болезней.

Традиция этакого легкого удара освященной вербой сохранилась и по сей день. Во время этого действия говорят: «Я не бью, верба бьет!». Это считается дарующим здоровье и благополучие.

Часто задаваемые вопросы и ответы

Почему именно верба выбрана в качестве символа этого праздника?

Согласно Библии, в этот день Иисус прибыл в Иерусалим верхом на осле. Люди встретили его, бросив на дорогу одежду и пальмовые ветви в знак приветствия и восхищения. В южных странах праздник всё еще ассоциируется с пальмовыми ветвями, тогда как в северных регионах, включая Россию, их заменили на более доступные растения. В древней Руси вербу считали защитным растением, наделяли ее положительными свойствами и использовали для прогоняния зла. Так она и стала главным символом этого праздника.

Возможно ли посещать кладбище в день Вербного воскресенья?

В этот день нет запрета на посещение кладбища. Тем не менее, великие праздники — это дни радости, и прежде всего в день Вербного воскресенья стоит посетить церковь. А на кладбище лучше отправиться в особые поминальные дни.

Возможно ли проводить свадебную церемонию в день Вербного воскресенья?

Не забываем, что в данный момент идет Великий пост, и праздновать свадьбу в это время, особенно накануне Страстной седмицы, не рекомендуется. К тому же Вербное воскресенье — не время для шумных торжеств.

Вербное воскресенье представляет собой христианский праздник, который выпадает на последнее воскресенье перед наступлением пасхи. Праздник отмечается в честь триумфального возвращения Иисуса в Иерусалим, о котором говорится в каждом из вариантов толкования Евангелия.

По мнению епископальной, католической и эфиопской православной церкви, в этот день необходимо провести не просто богослужение, а шествие верующих, которые держат в руках ветви вербы, которыми был устлан путь Иисуса, попавшего в Иерусалим. Стоит также отметить, что во многих странах отсутствует верба, которая может быть заменена на ветви оливы, ивы и других деревьев. Существует большое количество наименований данного праздника, однако, на территории России используется только термин вербное воскресенье.

Даты праздника Вербное воскресенье с 2015 по 2030

Следующая дата праздника Вербное воскресенье выделена красным