Христианский праздник, отмечаемый в Исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях. Принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. Согласно Евангелию от Луки (Лк. 2:22-40), на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Иисуса.

Все дни — праздники, события, даты. Узнай сегодня то что будет завтра!

Страницы

Рекомендовать друзьям:

Сретение Господне в 2024 году — какого числа празднуется

Какого числа празднуется Сретение Господне в 2024 году:

Сретение Господне в 2024 году отмечается на 40-й день после Рождества Христова (и на 32-й после Обрезания) в память о принесении младенца Иисуса Христа в Иерусалимский храм его родителями.

В Храме святое семейство повстречалось с Симеоном Богоприимцем, который, согласно преданию, ждал этой встречи многие годы и скончался сразу после событий Сретения в возрасте 360 лет. На следующий день после Сретения Господня отмечается день его памяти, а факт встречи человечества в лице старца Симеона с Богом лег в основу данного христианского праздника.

Дата события каждый год неизменна. В 2024-м году отмечается Сретение Господне в православии 15 февраля 2024 года, в католицизме — 2 февраля 2024 года, а в Армянской апостольской церкви — 14 февраля 2024 года.

Когда сретение господне в 2024 году

Для христианского мира Сретение — весьма значимое событие. В этот день исполнилось ровно 40 дней со дня рождения Иисуса Христа. И Богородица, согласно ветхозаветной традиции, принесла Младенца в Иерусалимский храм, что посвятить Его Богу.

И в этот момент произошло то самое Сретение или встреча Младенца со старцем Симеоном, который очень ждал этого события.

Когда сретение господне в 2024 году

И когда он увидел, как Мария с Младенцем восходит по ступеням обители, вышел навстречу. И восприняв Младенца из рук Марии, произнес свою знаменитую песнь:

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».

В переводе на русский это значит:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Отмечать Сретение начали еще в ранние века. А в VI веке в Византии его и вовсе сделали государственным праздником.

Когда сретение господне в 2024 году

Кроме того, Сретение Господне считается молодежным торжеством. В этот день, 15 февраля, в церкви традиционно отмечают день православной молодежи. На некоторых приходах даже устраивают настоящие балы, где молодые люди знакомятся друг с другом.

Традиции

Православный христианин в день Сретения Господня обязательно идет в храм на литургию. По возможности исповедается и причащается. Особого поста для этого праздника нет. Но если 15 февраля выпадает на среду или пятницу, то принято вкушать рыбу, а не мясо.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Приметы

Считается, что на Сретение зима борется с весной. Если в этот день стоит мороз, то холода продержатся еще долго, а весна будет затяжной и прохладной.

Когда сретение господне в 2024 году

Из-за непредсказуемости погоды наши предки в этот день старались не выезжать далеко из дома. Считалось, что если на Сретение в дорогу отправился, то не скоро воротишься.

Богослужения

Каноны

  • Сретению Господню
  • Святым апостолам
  • Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу, свт.

Акафисты

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Сретению Господню

Тропарь Сретению Господню, глас 1

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

Перевод: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Кондак Сретению Господню, глас 1

Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жительство// и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Утробу Девы освятив рождением Твоим, и руки Симеона благословив, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.

Величание Сретению Господню

Велича́ем тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Пречи́стую Ма́терь Твою́,/ Е́юже по зако́ну ны́не// прене́слся еси́ в храм Госпо́день.

Мысли свт. Феофана Затворника

В сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и сретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых.

Притча дня

«Где эта надежда, которую ты хранил?»

Рассказывали об одном садовнике, что он трудился и весь свой труд употреблял на милостыню, а себе оставлял только необходимое. Но помысл внушил ему: собери себе несколько денег, дабы, когда состаришься или впадешь в болезнь, не потерпеть тебе крайней нужды. И, собирая, он наполнил горшок деньгами. Случилось ему заболеть – у него стала гнить нога, и он истратил деньги на врачей, не получив никакой пользы. Наконец, приходит один опытный врач и говорит ему: «Если не отсечь ногу тебе, то сгниет все тело твое», – и он решился отсечь свою ногу. Ночью же, придя в себя и раскаявшись в том, что сделал, он сказал с воздыханием: «Помяни, Господи, дела мои прежние, которые совершил я, трудясь в саду своем и доставляя потребное братиям!» Когда он произнес это, предстал ему ангел Господень и сказал:
– Где деньги, которые собрал ты, и где эта надежда, которую ты хранил?

Он сказал:
– Согрешил, Господи, прости мне! Отныне я ничего подобного не буду делать.

Тогда ангел коснулся ноги его, и он тотчас исцелел, и, встав утром, пошел в поле работать.
Врач, по условию, приходит с орудием, чтобы отсечь ему ногу, а ему говорят: «Он утром ушел в поле работать». Тогда врач, изумившись, пошел на поле, где работал он, и, увидев его, копающего землю, прославил Бога, даровавшего садовнику исцеление.

Проповедь дня

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 46. Предвидение и предопределение Божье.

Бог не обусловлен пространством и временем, свойственным сотворённому Им материальному миру. Бог из вечности видит наш мир как на ладони. Он видит как наше прошлое, так и настоящее и будущее «одновременно». Бог присутствует и действует в духовном и материальном мирах. Бог осуществляет свою заботу о мире – промысл (не промысел, а промысл!). Бог благословляет или попускает поступки людей. Что же касается предопределения, то Бог в своём предопределении мира уже учёл наш свободный выбор к добру или ко злу. Нарушая заповеди Божьи, мы делаем плохо себе, но нарушить Божий план не способны.

Как Бог влияет на сотворённый Им мир?
Бог влияет на события в мире многообразно. Священное Писание даёт нам примеры того, как Бог осуществляет Свой промысл:

— даруя человеку выбор цели и смысла жизни ( Втор.30:19-20 );
— попуская человеку проявлять свою даже богопротивную волю (Быт.3; Мф.23:37 );
— призывая человечество ко спасению ( Иез.33:11 ; Мф.11:28-29 );
— изменяя Свои намерения в отношении нечестивцев в случае их покаяния ( Иер.18:7-10, Ион.3);
— исполняя те или иные молитвы ( Лк.1:13 ; Мф.15:28 ; Деян.10:4 );
— изменяя действия установленных Им физических законов ради блага верных Ему людей ( Исх.14:21 ; Нав.10:13 ; 4Цар.20:6; Ин.11:43-44 );
— воплотившись ради спасения людей ( Лк.2:11 ; Ин.4:42 );
— приводя мир к цели, определённой Его замыслом ( Откр.21:1 )
— и прочее.

Практический совет

Все богослужебные тексты рассчитаны на человека, знающего Священное Писание. Даже в том случае, когда византийское песнопение переведено на русский язык, оно может быть непонятно для слушателя, ведь понимать язык песнопения — еще не значит понимать его содержание, его смысл.
Вот, к примеру, одно из песнопений службы Пятидесятницы: «Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийствова богописанный закон, тину бо оттряс очесе умнаго, видит Сущаго. » А вот русский перевод: «Медленноречивый, будучи покрыт священным мраком, возвестил богописанный закон, ибо, оттрясши нечистоту от умственного глаза, он видит Сущего». Очевидно, что для слушателя, мало знакомого с библейской историей и символикой, оба текста будут непонятны, так как для уразумения и первого, и второго его варианта нужно знать, что речь идет о Моисее и его восхождении в Божественный мрак на вершину Синайской горы (подробнее).

Дата в 2024 году: 15 февраля, вторник. Начинается воспоминание Сретения Господня с 14 февраля и заканчивается 22 числа, если не начинается Великий пост. В противном случае Сретение Господне празднуется столько дней, сколько останется их от поста.

Другие названия: Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей.

Церковное название: Сретение Господне.

Традиции и обычаи: обход жилищ с иконой Сретения; освящение свеч.

Праздник Сретения Господня — один из самых древних праздников, отмечаемых православной церковью. Он установлен в воспоминание того, что Иисус Христос в сороковой день по рождении Своем, как первенец Марии, принесен был во храм и объявлен старцем Симеоном Мессией, обещанный Богом.

История и традиции праздника

Нет достоверных и прямых свидетельств о времени происхождения праздника Сретение Господне; впрочем, можно думать, что он появился в Церкви весьма рано. Бароний приписывает установление его Римскому папе Геласию, жившему около щоловины V столетия, который, будто, уничтожив языческий праздник, совершавшийся в феврале месяце в честь Пана, постановил праздновать день Сретения Господня. Но сие мнение справедливо может быть по отношению только к Церкви Западной; на Востоке же Сретение Господне праздновали еще прежде времен папы Геласия. Ибо, во-первых, у писателей IV века, например, Амфилохия, епископа Иконийского, Тимофея, пресвитера Иерусалимского, Григория Нисского и других есть беседы, говоренные в этот праздник. Даже, во-вторых, между произведениями Мефодия Тирского, или, что то же, Патарского, жившего в III веке, есть одна беседа на этот праздник, которая, при строгом исследовании большей частью критиков, относится к его сочинениям. Итак, праздник Сретение Господне, на Западе установленный, может быть, в V веке, на Востоке празднуем был еще с III века.

Впрочем, как там, так и здесь, он весьма долго, почти до половины VI века, не был всеобщим и не составлял большого торжества. Уже в царствование Юстиниана он сделался торжественным и повсеместным по следующему случаю. В конце 541 года в Константинополе и окрестных странах его появилась ужасная моровая язва. От пяти до десяти тысяч человек ежедневно делалось жертвой оной. Не говоря о простолюдинах, тела самых знатных и богатых граждан оставались непогребенными. В то же время к этой ужасной болезни, продолжавшейся три месяца, присоединилась особенная казнь Божия — землетрясение, отчего многие здания пали и под развалинами своими погребли множество народа, а половина Помпеополя, Миссийского города, была поглощена землей вместе с его жителями. В это столь ужасное для Греции время Бог открыл одному из благочестивых мужей, что бедствия, постигшие народ этой страны, тотчас прекратятся, как только установят торжественное празднование Сретения Господня. Объявление этого Богоугодного предложения всеми было принято с радостью; и когда наступил второй день февраля 542 года и совершено было торжественное празднество, в тот же день прекратились все бедствия, постигшие Константинополь, Антиохию и другие города с их окрестностями. Вслед за этим император Юстиниан повелел по всей империи день сей причислить к торжественнейшим временам Церкви. То же сделал на Западе и Римский папа Вигилий.

В Западной Церкви в праздник Сретение Господне учреждено освящать свечи (отчего он от простого народа называется там праздником свечей), раздавать оные народу и совершать вокруг Церкви хождение с пением Псалмов и песен в похвалу Богородицы. Это учреждено папой Сергием, а в большее употребление введено Григорием в противоположность, как некоторые думают, языческому празднику, совершавшемуся в этот день с зажженными факелами в честь Феба, Прозерпины и богов адских. В настоящее время обычай сей соблюдается не везде и не всегда. В нашей Церкви есть у некоторых обыкновение в этот день освящать в церкви воду; а в Малой России и во многих домах это делается перед литургией.

Традиции празднования Сретения Господня

В церковной службе на Сретение Господне из стихир на Господи воззвах две первые суть произведение Германа, патриарха Константинопольского (VIII век), последняя — Иоанна Дамаскина или Иоанна, митрополита Евхаитского, жившего в XI веке; на литии первая принадлежит Анатолию, патриарху Константинопольскому (V век), вторая — монаху Иоанну, третья — Андрею Пирру, время жизни которого неизвестно; четвертая, пятая и шестая — Герману, седьмая — Анатолию, восьмая — Андрею Критскому (VII век), девятая — Герману; на стиховне три суть монаха Космы (епископа Маюмского) и одна — Андрея Критского; канон – произведение Космы, епископа Маюмского; из стихир хвалитных последняя — Германа. Остальное — неизвестно, чьего произведения.

Проповеди на этот праздник находятся в сочинениях Мефодия Па-тарского, Афанасия, Амфилохия, Амвросия, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Златоуста, Августина, Кирилла Александрийского, Феодота Анкирского, Елигия Новиомского, Гильдефонса, Дамаскина.

Сретение Господне (Принесение во Храм) — отмечается 2 февраля по юлианскому календарю, соответственно, по григорианскому выпадает на 15 число.
Этот праздник посвящен одному из этапов земной жизни Иисуса Христа — принесению во Храм младенца Христа его родителями. По закону Моисееву, на сороковой день после рождения родители должны были приносить своих первенцев в храм для посвящения Богу. При этом в благодарность Богу следовало принести жертву.
Во исполнение этого закона на сороковой день после Рождества Мария и Иосиф пришли из Вифлеема в Иерусалимский храм. В храме Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец. В качестве жертвы принесли двух птенцов голубя.
Славянское слово «сретение» можно перевести на современный русский язык как «встреча». Праздник символизирует собой встречу человечества в лице Праведного Симеона Богоприимца с Богом, а также встречу Ветхого и Нового Заветов.
Праздник Сретения начали отмечать в IV веке. Изначально он не был самостоятельным праздником, а просто завершал сорокадневный цикл после праздника Богоявления. После Халкидонского собора 451 года получила развитие тенденция к расширению богослужебного прославления событий земной жизни Иисуса Христа, и в конце V — начале VI века Сретение утвердилось как самостоятельный праздник годового календаря.
В православной традиции Сретение входит в число Господских праздников, которые посвящены непосредственно Иисусу Христу, но по своему богослужебному содержанию оно гораздо ближе к Богородичным праздникам: сразу после возникновения оно рассматривалось скорее как праздник, посвященный Божией Матери.

Сретение Господа Нашего Иисуса Христа — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Русской Православной церковью почитается одним из двунадесятых праздников. Он установлен в память о знаменательном для христиан событии — встрече (славянск. сретении) в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном.

Сретение Господне. История праздника. Как отмечать и праздновать

Если любого человека в нашей стране спросить о том, какие большие праздники ему известны, то практически каждый вспомнить о Новом годе, Международном женском дне и 9 Мая. И это неудивительно, ведь эти праздники являются наиболее масштабными и массовыми. Поэтому их отмечают практически все. Однако это не единственные праздники, которые любой человек может назвать не задумываясь. После этих государственных торжеств большинство людей в нашей стране назовут христианские праздники. В первую очередь люди наверняка назовут Пасху и Рождество, так как эти христианские праздники являются наиболее известными. Поэтому о них знают даже те люди, которые не верят в Бога. Более того, многие атеисты отмечают эти праздники со своими друзьями и близкими.

Рождество, Пасха и Крещение являются далеко не единственными крупными религиозными праздниками, которые широко отмечаются верующими людьми. Ведь были и другие значимые эпизоды в жизни Иисуса Христа, которые стали важными христианскими праздниками. К их числу можно отнести и Сретение Господне, которое является крупным праздником для всех христиан. И, хотя этот праздник отмечается довольно широко, далеко не все верующие знакомы с его историей.

Многим известно, что Русская, Грузинская, Сербская и некоторые другие православные церкви отмечают этот праздник 15 февраля, что соответствует 2 февраля по юлианскому календарю. В этот же день праздник отмечает и Украинская грекокатолическая церковь, а также старообрядцы и некоторые другие православные церкви. Что касается католиков, то они отмечают Сретение на две недели раньше православной церкви. То есть, в приверженцы католической церкви отмечают этот праздник 2 февраля. И это неудивительно, ведь Рождество католики отмечают также раньше. Ну а Сретение, так сложилось исторически, вся христианская церковь отмечает спустя 40 дней после Рождества.

История праздника Сретение Господне

Согласно евангелиям, на сороковой день после рождения Христа, Богородица вместе со своим мужем и маленьким Иисусом ушла из Вифлеема, где родился мессия. Вся семья направилась из своего пристанища в Иерусалим, так как в Вифлееме не было храмов, в которых Богородица и Иосиф могли бы представить своего первенца Богу. Дело в том, что в то время существовал Моисеев закон, по которому каждая семья должна была приносить в храм своего первого сына, дабы представить его Богу. То есть, это не значит, что до Иисуса такой традиции не существовало, как многие сейчас думают.

Еще до рождения миссия родители приносили своих первых сыновей в храм для представления Господу, дабы поблагодарить его. Более того, помимо ребенка, в храм принято было приносить жертву Богу. Что касается Иосифа и Божьей матери, то они в дар Господу принесли двух голубей. Во всяком случае, об этом говориться в евангелиях.

В иерусалимском храме семью с младенцем на руках встретил благочестивый праведник Симеон Богоприимец, которые и представил маленького Иисуса Господу. Что примечательно, этого момента, как говориться в евангелиях, Симеон ждал более трехсот лет. Дело в том, что этот праведный человек входил в число тех 72 ученых переводчиков, которые переводили Библию с еврейского языка на греческий язык по указу царя Египта Птолемея II Филадельфа. Праведному Симеону было поручено переводить книгу пророка Исайи, в которой было пророчество о рождении Христа.

В процессе перевода он наткнулся на фразу, в которой говорилось, что Господа должна родить «дева». Даже в те времена знали, что дева никак не могла родить ребенка, без естественного зачатия. Поэтому он посчитал это слово за явную ошибку того человека, который писал тот экземпляр книги Исайи, который ему вручил египетский царь. Благочестивый Симеон посчитал своим долгом исправить эту ошибку, ведь он был уверен, что вместо слова «дева», в предложении о рождении Господа должно стоять слово «жена». Как только он занес руку, дабы начать выводить греческое слово «жена», к нему явился ангел, который остановил Симеона. Он сообщил святому, что в книге Исайи нет никой ошибки. Более того, ангел заверил переводчика, что тот не умрет, пока сам не убедиться в том, что в пророчестве Исайи не было никакой ошибки.

Спустя триста лет после этого происшествия, Богородица и Иосиф с маленьким Иисусом отправились из Вифлеема в иерусалимский храм, дабы представить сына Господу. В этот же день, по просьбе Святого духа в храм пришел и старец Симеон. Увидев в храме семью и маленького Иисуса, старец подошел к ним, взял младенчика на руки и, прославляя Господа, сказал, что он убедился в пророчестве Исайи. Кроме того, он попросил Бога его бренное тело к себе, так как своими глазами увидел спасителя, которого Господь прислал для спасения народа Израиля и всей земли. Впоследствии слова старца, которые были записаны свидетелями происходящего, легли в основу молитвы.

После того как Симеон обратился с просьбой к Господу, он благословил Марию и Иосифа. После этого он сказал деве, что ей сын станет причиной падения и восстания многих людей в Израиле. Более того, святой отметил, что ее ребенок станет вдохновителем израильского народа.

Наблюдая за всем происходящим в иерусалимском храме, к Иосифу, Марии, сорокадневному младенцу Иисусу и Симеону подошла Анна Пророчница, которая служила здесь же. Анна, которую христианская церковь возвела в лик праведных, не покидала храм, так как день и ночь служила Богу молитвой и постом. Восьмидесятичетырехлетняя еврейская старушка, после того как Симеон благословил Иисуса и Марию, также начала славить маленького Христа. Кроме того, она пошла по Иерусалиму и начала прославлять Иисуса. Именно благодаря этому Анна и стала известной в Христианской церкви. Более того, о ней всегда вспоминают, когда говорят о Сретение Господнем.

Изначально Сретение не являлось отдельным праздником. Дело в том, что его отмечали, как часть цикла праздников Богоявления. То есть, в этот день этот цикл завершался. Однако в пятом веке Римская церковь решила сделать Сретение обособленным праздником, так как считала встречу Господа с человечеством в лице Симеона довольно значимым событием. Эту идею подхватила и Константинопольская церковь, которая в шестом веке также сделала этот праздник самостоятельным. С тех пор это закрепилось во всех ответвлениях православной и католической церкви. Хотя некоторые церкви по-прежнему относят Сретение к Богоявлению и не празднуют их отдельно.

Как отмечать и праздновать Сретение Господне?

В православной церкви этот праздник относят к числу Господних, которые посвящены исключительно Иисусу. Однако встречают его так, как праздники Богородицы. Дело в том, что еще с древних времен этот праздник был посвящен Марии. Поэтому неудивительно, что на всех иконах, которые описывают встречу Господа с Симеоном, Иисус и Мария равным по значимости. Исходя из этого, становиться понятным, почему богослужения в этот день проходят так, как на праздники Богородицы.

Что касается католиков, то для них Сретения не является столь значимым праздником, как, например, Рождество. В этот день проводиться праздничная месса, перед которой священник освящает свечки, а его помощники раздают их людям. Дело в том, что перед началом богослужения все присутствующие в храме должны зажечь свечи, с которыми нужно будет простоять всю мессу.

Помимо посещения церковных мероприятий, большинство людей никак не празднуют Сретение.

Когда, какого числа в 2024 году отмечают Сретение Господне. Дата праздника: 15 февраля

Adblock
detector