25 февраля православные отмечают день Иверской иконы Божией Матери (ее также называют Портаитысса, Привратница или Вратарница). Этот чудесный образ Девы Марии с младенцем на руках известен даже далекому от церкви человеку. Считается, что икона написана еще при жизни Богородицы, а ее автором стал евангелист Лука.
История чудотворной иконы
Согласно легенде, древнейший образ Богородицы написал апостол Лука, которого на работу благословила сама Пресвятая Дева. Богоматерь видела икону, была довольна ею и сказала, что образ всегда будет окружать божья благодать. Известно, что это не первая работа евангелиста — ему принадлежит авторство еще 69 святых изображений.
Афонский образ
Через 200 лет образ Богородицы оказался у Иверского монастыря Афона. Священнослужители заметили лик в воде, благодаря огненному столбу, который шел от иконы в небо. Интересно, что монахи несколько раз пытались добраться на лодках до образа, но он каждый раз удалялся. Только благодаря усердной молитве спустя время получилось взять икону в руки. Сделал это инок — ему во сне явилась Богоматерь, которая велела идти пешком по морской глади к иконе. Вера юноши была настолько сильна, что на следующий день он последовал повелению.
С тех пор икона никогда не покидала Иверский монастырь и до сих пор находится там. Изначально святой лик поместили внутрь храма, одна икона ночью чудесным образом оказывалась на воротах. Тогда соорудили новую церковь рядом с воротами монастыря и установили икону там.
За долгие столетия рядом с иконой происходило немало чудес — немощные и больные исцелялись. А чудотворная икона оберегала монастырь от несчастий. Известны случаи, когда зернохранилища обители пополнялись сами по себе, ниоткуда появлялись вино и елей. Более того, на монастырь перестали нападать варвары. Иноземцы начали приносить в монастырь золото и монеты и молили иноков обратиться к святому образу и молиться об отпущении грехов.
С XVI века Иверская икона украшена чеканным серебряным окладом.
Как правильно провести праздник?
Ивесркую икону в церковном календаре вспоминают несколько раз. Но 25 февраля — особенный праздник, ведь именно в этот день лик впервые явился монахам монастыря.
Лучше всего в этот день отправиться в храм и посетить службу. В православных церквях в это время читают специальные молитвы, посвященные образу Богородицы, и проводят молебны. Помолиться можно и дома, попросив об отпущении грехов, милосердии, здоровье.
В праздник важно провести время с пользой для души. Можно почитать жития святых, рассказы и поучения святых отцов, вспомнить о чудесах, которые произошли рядом с иконой. В этот день нельзя злоупотреблять спиртным, ссориться, враждовать, разносить сплетни и сквернословить.
25 февраля 2022 года выпадает на пятницу, это постный день, когда запрещено употреблять в пищу молочные и животные продукты.
Как молиться Иверской иконе?
Пресвятая Богородица! Прими молитву искреннюю из уст наших, да не оставь без своего покровительства. Исцели недуги наши, как душевные, так и телесные. Залечи раны наши и не оставь нас, беспомощных, в тебе нуждающихся. Аминь.
25 февраля у православных верующих – один из дней особого почитания Иверской иконы Божьей Матери. И хотя этот день не является ни двунадесятым, ни даже великим праздником, но Иверская икона на Руси всегда была одной из самых любимых, поэтому и праздник этот у нас всегда был значимым. 25 февраля произошло перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае. Этот список был написан греческим монахом-иконописцем специально для Иверского монастыря, построенного на Валдае в точном соответствии с Афонским.
Иверской иконе Божьей Матери молятся:
- Об избавлении от разных напастей.
- Об утешении в бедах и поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами.
- О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
- О мире и согласии в семье.
- О защите от врагов.
- О помощи в поиске правильного пути в жизни, в выборе решения в сложной ситуации. О вразумлении близких, потерявших верный путь.
- Об умножения плодородия земли.
- Об избавлении от нищеты и пополнении продовольственных запасов.
- Об исцелении телесных болезней.
Откуда взялся Иверский образ
По преданию, Иверская икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. Ее лик написал на доске святой апостол и евангелист Лука, кисти которого предание приписывает от трех до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.
Существует красивая легенда о том, как была обретена та икона, которая сейчас расположена над вратами монастыря. По легенде, в IX веке, во время царствования императора Феофила, ею владела вдова, проживавшая неподалеку от византийского города Никеи. Тогда были времена иконоборчества, и она, чтобы спасти икону от уничтожения, с молитвой доверила ее морским волнам. Как именно она это сделала – просто опустила икону в воду, или отправила ее в плавание на лодке – легенда умалчивает. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом, и взяли ее из вод.
В том месте на Афоне, куда икона была донесена одним из монахов, и впервые поставлена на землю, забил святой источник. А сама икона ни в какую не согласилась находиться в алтаре монастыря. Она раз за разом оказывалась в нише над его вратами. Там она находится и в наши дни.
«Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась. Хотя на Руси все иконы Богородицы чтились, но более всего три: Смоленская, Владимирская и Иверская», – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Копировский.
По словам профессора, икона, хранящаяся сейчас в Иверском монастыре на Афоне, датируется специалистами концом XI-началом XII века. «Хотя судить об этом трудно, – говорит он. – Икона не только под окладом XVI века, но еще и под темной олифой. Чтобы увидеть, какая она есть, Иверскую икону желательно раскрыть, то есть снять грузинский оклад XVI века и реставрационно ее промыть. Это представляет собой определенную сложность, потому что в народе отношение к этому суеверное – считается, что на икону даже смотреть слишком внимательно нельзя».
С Иверской иконы на Афоне сделано много списков, один из них – специально для Москвы. Но важно понимать, что и образ в Иверском монастыре в свою очередь – тоже список.
Самые древние иконы Богородицы не сохранились, сейчас существуют только их списки, и поэтому все легенды, в частности, об Иверской иконе, относятся не к тому образу, который находится сейчас на Афоне, а к прежде существовавшему.
Как появилась традиция праздновать дни икон
Почитание образов существовало всегда, еще до христианства. По форме это народная традиция, идущая от дохристианских привычек. «Но христианское отношение к иконам, то есть к образам, глубинно связано с явлением в мир Христа, – говорит Александр Копировский. – с тем, что Бог сам вошел в человеческую историю как Человек, и потому Он может быть изображен (в Ветхом Завете ведь был строгий запрет на изображение Бога). Поэтому в каком-то смысле празднование икон – это всякий раз празднование Богоявления. Любая икона Богоматери с Младенцем – зримое явление того, что произошло в Рождестве Христовом и во всех остальных событиях Нового Завета – во Христе сам Бог Отец через своего Сына в Духе Святом присутствует в мире. И икона передает это не просто как историческое воспоминание, а как божественное откровение».
По словам профессора СФИ, именно поэтому древние иконы и по стилю написания отличаются от исторических или псевдоисторических картин, которые связаны с Новым Заветом, от иллюстраций. И хотя корнями условная живопись уходит еще в античность, своей вершины иконопись достигла уже в христианское время, после победы над иконоборчеством.
Образы Богоматери с Младенцем – зримое свидетельство того, что это она сама нам является, но не в своем земном, историческом образе, а в преображенном виде.
Как говорит Александр Копировский, икона – это явление Богоматери и Спасителя в небесной славе, помноженное на народную традицию, на то, что народ хочет чего-то зримого, ощутимого, что и привело к тому разнообразному почитанию, которое мы видим, особенно в России.
В чем опасность почитания икон
Праздников богородичных икон много, празднуется около 30 известных икон, не говоря о менее известных.
«Такое распространение чтимых икон – это знак недостатка духовного просвещения, прежде всего, в форме бесед, живых ответов на вопросы людей, устного наставления», – говорит профессор СФИ.
В святоотеческой традиции все это называется катехизацией, или оглашением. А поскольку сейчас нет ни оглашения, ни образования, то в простом народе возникает тяготение к образу, который как бы без слов все объясняет или, по крайней мере, дает возможность к чему-то приобщиться поверх внешних знаний.
Так что празднование икон – безусловно, народная традиция, которая родилась в церкви сама собой: появилась такая-то икона – ее почитают, и ей дается праздничный день в году, пишутся службы этой иконе. «Но это имеет и свои минусы,— говорит профессор Копировский. – Потому что все кажется очень простым и понятным, как будто больше ничего знать и понимать не нужно. Исторически эта «простота» оказалась хуже воровства, она закрыла собой другую сторону традиции – духовную».
Как говорит Копировский, когда празднуют богородичные иконы, уже все меньше говорят о Богородице, а больше – об иконе, об истории или легенде ее появления и связанных с ней чудесах, которые как будто живут уже сами по себе, без связи со Христом. Это рискует превратиться в поклонение иконе как вещи, а не тому, кто на ней изображен. В то время как самое главное, внутренний смысл иконы – это явление самой Богородицы и Христа.
26 октября — один из дней, когда православные чествуют Иверскую икону Пресвятой Богородицы.
Иверская икона, называемая еще Вратарницей или Привратницей, изображает Деву Марию с Младенцем. Оригинал образа находится в Иверском монастыре на горе Афон в Греции. Согласно преданию, икону написал евангелист Лука, сподвижник апостола Павла.
Существует легенда, которая и дала иконе одно из ее имен. В 9 веке образ хранился у благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. Чтобы спасти лик Богородицы от иконоборцев, которые стали особенно активны в правление императора Феофила, женщина опустила икону в море. Через некоторое время — по разным источникам, между этими событиями прошло от нескольких дней до двух веков — монахи Иверского монастыря, расположенного на горе Афон, увидели ее в море. Икону поддерживал огненный столб.
Святой Гавриил, инок монастыря, прошел по воде и принес икону в монастырь. Однако утром ее обнаружили над воротами. Согласно преданию, ее несколько раз пытались внести в помещение, но всегда она возвращалась обратно. Поэтому икону и прозвали Привратницей.
Иверская икона прославилась чудесами, которые творились рядом с нею. Слух об образе Богоматери дошел и до России. Будущий патриарх Никон, бывший тогда еще архимандритом, обратился к настоятелю Иверского монастыря Пахомию с просьбой сделать список с иконы. 13 октября (по старому стилю) 1648 года копию доставили в Москву. С тех пор православные стали отмечать эту дату — день перенесения списка иконы. По календарю Русской Православной Церкви по новому стилю — это 26 октября.
25 февраля празднуется еще одна дата, посвященная Иверской иконе Божьей матери. В этот день монахи монастыря на горе Афон обрели чудотворный образ.
Согласно преданию, одну из наиболее известных и почитаемых в православном мире икон Божьей Матери, написал Святой апостол и евангелист Лука по благословлению Пресвятой Богородицы еще во дни Ее земной жизни.
Долгое время Иверская икона находилась в малоазийской Никее, а с начала XI века неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, в честь которого и получила свое название.
Предание
Первое известие о ней относится к IX веку, когда во время царствования греческого императора Феофила людей, почитавших иконы, предавали пыткам, а сами иконы уничтожали. По преданию, в это время, неподалеку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном, у которой в доме хранилась древняя икона Божией Матери.
Однажды ночью к ней в дом ворвались иконоборцы и один из них ударил икону мечом, желая изрубить ее на куски. Удар пришелся на изображение правой ланиты Богоматери, и из раны выступила кровь.
Испугавшись, что святыню уничтожат, вдова пообещала императорским воинам деньги и просила их подождать до утра и не трогать икону. Жадные иконоборцы согласились, решив поживиться по случаю и смущенные кровью, выступившей на иконе.
Когда они ушли, женщина вместе с сыном для сохранения Святой иконы опустила ее в море. Каково было изумление вдовы, и ее сына, когда икона не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и, скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида.
Дальнейшая судьба вдовы неизвестна, что касается ее сына — он благополучно добрался до Афона, где стал монахом Иверского монастыря. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы, ставшей священным преданием монастыря.
Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы, поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой ранкой на лике.
Обретение
Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря Святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял Святую икону и поставил в храме.
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла Святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.
После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому Святая икона называется еще Вратарницей или Привратницей.
В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается 25 февраля по новому стилю. В этот день братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.
Описание
Иконография древней Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», который получил в византийском искусстве название ᾿Ελεοῦσα (в переводе на русском «Милостивая»).
На иконе Пресвятая Богородица на левой руке держит Богомладенца — правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указывая на Него.
6 мая Церковь чествует одну из самых почитаемых икон православия — Иверский образ Божьей Матери. И сегодня рассказ о знаменитом лике как никогда актуален. Судите сами: суть праздника, его смысл, в Церкви раскрывается так называемым тропарём — кратким молитвенным песнопением в честь важного события, святого или иконы. Так вот, тропарь Пресвятой Богородице перед Её иконой Иверской в переводе с церковнославянского на русский звучит следующим образом: «От святой иконы Твоей, о Владычица Богородица, излечения и лекарства в изобилии подаются всем с верой и любовью, приходящим к ней. Также и мою болезнь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело излечи благодатью Твоей, Пречистая».
А молитва перед Иверской содержит такие слова: «Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных!». Специально процитировала отрывок молитвы на церковнославянском, чтобы вы смогли почувствовать всю трогательную поэтичность этого обращения к Божьей Матери. Согласитесь, по-русски всё как-то приземлённей: «Мы не имеем (у нас нет) ни иной помощи, ни заступничества, ни утешения, кроме Тебя, о Мать всех скорбящих и обремененных!»
Как они любили свою чудотворную икону! Ни одно дело не начиналось без молитвы перед Иверской у Кремля, для которой выстроили специальную часовню. Приходили к образу не только православные. Толстый том, куда записывали случаи чудесной помощи по молитве перед Иверской иконой Божией Матери, хранит истории от католиков, лютеран, иудеев. Богородица брала под свою защиту всех искренно просящих Её помощи: и малых, и великих.
С 1669 года Иверская освящала вход на Красную площадь, и дальше — в Кремль. Сегодня ворота называются Воскресенские, а раньше их звали Неглиненские и Триумфальные: именно через них русские цари торжественно въезжали на Красную площадь.
С тех пор все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, первым делом спешили поклониться московской святыне. Заезжали к ней и перед возвращением в новую столицу. Не зря в книгах того времени образ называли «отрадным перепутьем для всех верующих».
За столетия москвичи настолько привыкли считать Иверскую своей, родной, что почти забылось: образ — список с чудотворной иконы, едва ли не с XII века хранимой на Афоне. Именно Иверский монастырь, над вратами которого помещалась икона, и дал первое имя образу. Второе имя — Вратарница, не трудно догадаться, почему.
Современные исследователи датируют древнюю Иверскую, списки с которой и привезли к нам, первой половиной XI — началом XII веков. Сказания и литературные источники утверждают: образ старше. Предание рассказывает, как в 726 году, когда в Византии шла полным ходом борьба с иконами, один из воинов-иконоборцев по имени Варвар ударил копьем прямо в лик Богородицы. И оттуда, к великому изумлению всех свидетелей кощунственной сцены и особенно самого Варвара, истекла кровь. Поэтому на Иверской иконе Божия Матерь изображена с небольшой раной на правой ланите. Появление иконы на Афоне, в Иверском монастыре, тоже произошло в эпоху иконоборчества.
На Руси о чудотворной иконе прослышали в XVII веке. В начале царствования Алексея Михайловича в Москву для сбора пожертвований приехал настоятель Афонского Иверского монастыря Пахомий. Ближайший друг нашего царя настоятель московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, попросил Пахомия прислать в Москву точный список образа. Этот точный список для нас сделал иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов, причем краски для иконы замешивались на святой воде, которой сначала облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания лика. 13 октября 1648 года Иверскую уже торжественно встречали в Первопрестольной.
Трудно подсчитать, сколько списков чудотворной иконы было сделано за столетия. Каждый храм желал иметь свою Иверскую, но, конечно, Иверскую у Кремля любили особо. К ней стекались толпы. Ее называли сердцем Москвы:
«А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
И льется «Аллилуйя»
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
— писала об Иверской Марина Цветаева.
С 1995 года, когда разрушенная после революции часовня была восстановлена, к Иверской с верой и любовью устремились верующие уже со всех уголков России. Сегодня, к сожалению, для прихожан часовня у Красной площади закрыта. Да и специальную карету, в которой бы чудотворная икона приехала бы в ваш дом, как это было в дореволюционной Москве, не вызовешь.
Но то не повод для уныния, как пошутил один богослов, Господь не зря сотворил компьютерщиков, а потом надоумил их создать Интернет — щелчок мышкой, и на экране появится дивный лик, совсем как в описании Ивана Шмелёва. «Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная…
Вся Она — свет, свет, и все изменилось с Нею, и стало храмом…» С праздником!
Память 12 февраля в память принесения в Свято-озерский монастырь в 1656 году [1], 31 марта в память явления у Святой Горы Афон в 999 году (Амер. [2]), 23 апреля в память возвращения списка в Москву в 2012 году, 13 октября в память принесения в Москву в 1648 году [3] и во вторник Светлой седмицы
Эта икона Богородицы в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем [4] ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли [5], женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Поддерживаемый незримой силой, образ встал на воде, и волны понесли его в море.
Чтимые списки в России
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тери, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́,// сла́ва правоше́ствию Твоему́, Еди́на Нетле́нная.
Ин тропарь, глас 1
От святы́я ико́ны Твоея́, о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к не́й./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,/ и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.
Кондак, глас 8
А́ще и в мо́ре вве́ржена быёсть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася е́сть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели Иве́рския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя́ от все́х бе́д и напа́стей избавля́ющая.
Ин кондак, глас 4 (Подобен: Явился еси днесь вселенней:)
Совозсия́ дне́сь Све́ту Воскресе́ния све́т чи́стыя ико́ны Твоея́,/ обоя́ ве́село торжеству́юще вопие́м:// сохрани́ ра́б Твои́х благодати́ю, Влады́чице.
[2] «Appearance of the Iveron Icon of the Mother of God», страница календаря официального сайта Православной Церкви в Америке, http://oca.org/saints/lives/2020/03/31/100962-appearance-of-. god .
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
«ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» еще можно поискать:
Икона Иверская Божия Матерь
Первые упоминания об этом образе фиксируются с IX века. Однако православные люди верят, что лик был создан еще евангелистом Лукой и даже писался с самой Богородицы.
Обретение образа
Женщина всю ночь молилась о спасении иконы и получила знак свыше – Господь велел ей опустить образ в Средиземное море, ведь именно так его можно будет сохранить. Несмотря на опасения, вдова все же исполнила сказанное ей и опустила образ в воду. Икона действительно не затерялась в волнах, более того, она плыла по морю вертикально, а не плашмя, а в небо от святого лика уходил яркий столб света.
Спустя некоторое время свечение на море заметили монахи Иверского монастыря (Иверон, грузинская обитель) с горы Афон. Они долго пытались достать образ, но удалось это только отшельнику Гавриилу Святогорцу, который прошел к иконе Богородицы по водам. Изначально икона была помещена в храм, но на четвертый день сама переместилась на монастырские врата. Монахи несколько раз пытались вернуть ее в святую обитель, но на утро образ неизменно находили над вратами. А позже сама Богородица явилась Гавриилу и наказала оставить икону на том месте, где она является. После этого образ стали называть также Вратарницей (Портаитисса) или Привратницей. Считается, что расположенная над вратами, она охраняет весь Афон, а также предупреждает о надвигающейся беде.
Описание оригинала и списков
Древняя икона достаточно массивна – 137х87 см. У образа есть два оклада, один из которых датируется еще XVI веком. Эту ризу изготовили грузинские мастера, они украсили ее обратную сторону крестом с монограммой и фразой «Христос дарует благодать христианам».
С иконографической точки зрения образ принадлежит типу «Одигитрия» – Дева Мария и Иисус Христос у нее на руках изображаются по пояс, сидящими прямо. Богородица указывает десницей на Спасителя, а тот держит в руках свиток – символ Божьего Слова, которое он несет человечеству.
Монахи Афона бережно хранят оригинал образа, но поскольку слава о нем быстро разлетелась по православному миру, иконописцы монастыря создавали списки, которые и передавали в другие храмы. Первый список для России был сделан в XVII веке, а в день прибытия иконы в столицу, 13 октября 1648 года, был учрежден церковный праздник. Первое время образ принадлежал храмам Кремля, а после был перенесен в Новодевичий монастырь. В ХХ веке право распоряжаться чудотворной иконой перешло к властям – ее забрали из обители. Монастырю удалось вернуть свою святыню только в 2012 году, и с этого времени один из старейших сохранившихся списков Иверской Божьей Матери находится здесь.
Празднования в честь Иверской иконы Божией Матери совершаются во вторник Светлой седмицы, а также 25 февраля 6 мая, 26 октября (по новому стилю).
Чудеса иконы Иверской Богородицы
Оригинал Иверской иконы хранится в афонском грузинском монастыре, и после его чудесного обретения в водах Средиземного моря он никогда не покидал священную гору. Это одна из немногих икон, которая не вывозится за пределы святого места, увидеть ее можно только здесь. Более того, афонский отшельник Нил Мироточивый говорил, что Иверская Божья Матерь покинет Иверон лишь перед вторым пришествием Иисуса Христа, Страшным Судом.
Икона спасла монахов, когда монастырь атаковали персы. Служители молились чудотворному образу, и их просьбы были услышаны. Резко началась сильная буря, уничтожившая все войско врага, подступающее к стенам. Было потоплено множество кораблей, живым остался лишь военачальник Амир. Он был так поражен чудом, что отдал монастырю большую часть денег на строительство оборонительной стены.
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.
Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных!
Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.