Депутаты предложили создать новую государственную страховую компанию для работы в новых регионах РФ и в Крыму. Она смогла бы предлагать ОСАГО (станет обязательным на этих территориях с 1 января 2024 года) и другие полисы по минимальным тарифам. При этом страховщики могут завысить стоимость полисов соответственно уровню рисков в областях, опасаются депутаты. В Союзе автостраховщиков России сообщили, что не видят проблем с доступностью полисов в новых регионах, но в будущем компаниям могут потребоваться субсидии на покрытие военных рисков.

Государство нам поможет

Депутаты предлагают создать специальную государственную страховую компанию для работы в новых регионах РФ, а также в Крыму. Для начала она могла бы заниматься страхованием автогражданской ответственности, которое должно стать обязательным на этих территориях с 1 января 2024 года. С такой инициативой к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину планирует обратиться лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.

— Для новых субъектов РФ необходимо создать государственную страховую компанию, которая могла бы осуществлять как страхование в рамках ОСАГО по нижней границе ценового коридора, так и иные виды страхования по минимальным тарифам, — объяснил Сергей Миронов «Известиям».

В его пресс-службе добавили, что письмо с такой инициативой вскоре будет направлено Михаилу Мишустину.

Сергей Миронов уточнил, что есть опасения установки очень высоких тарифов на любые виды страхования в новых регионах из-за высоких рисков там. Если такая государственная система страхования покажет себя хорошо, то деятельность этой госкомпании можно было бы распространить и на другие субъекты РФ, заключил депутат.

Сейчас регулятор с Минфином обсуждают возможные варианты стимулирования развития страхования в новых регионах, сообщили «Известиям» в ЦБ. Там добавили, что разрабатывают нормативно-правовую базу для реализации продаж ОСАГО на этих территориях с 1 января 2024 года.

За первые четыре месяца 2023 года в Банк России поступили 33 жалобы по вопросам доступности ОСАГО из Севастополя и Республики Крым. Однако это не говорит о наличии системных проблем в этих регионах, отметил регулятор. Автовладельцы могут заключать договоры и в электронном виде, напомнили там.

В I квартале этого года полисов обязательной «автогражданки» в Крыму было продано на 9% больше, чем годом ранее, подчеркнули в Центробанке.

В ЦБ и Минфине пока не получали письма с предложением Сергея Миронова, сообщили в пресс-службах.

Страховка дороже

Сергей Миронов в своем обращении указывает, что несмотря на применение минимального территориального коэффициента, стоимость ОСАГО на популярный в новых регионах автомобиль ЗАЗ «Ланос» для водителя в возрасте от 30 до 34 лет составит 1634–7481 рублей. Для водителей возрастом до 21 года полис обойдется уже в 3567–16329 рублей. При этом ориентировочная стоимость самого «Ланоса» составляет порядка 150 тыс. рублей, указывается в подготовленном обращении (с текстом ознакомились «Известия»).

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр поддержал депутатскую инициативу. Он отметил, что сегодня ОСАГО окончательно утратило социальный характер.

Страхуют по верхней границе ценового коридора даже водителей с десятками лет безаварийного стажа. Полис подорожал даже для них на 30%, что делает его запредельно дорогим. Поэтому создание государственного игрока, особенно для социально незащищенных регионов и социальных групп, представляется крайне разумным ходом. Такой игрок должен продавать полисы всем, а не только тем, кому хочется, как это сейчас делают страховщики. И использовать нижнюю границу тарифного коридора: важно довести долю застрахованных до 100%, что в нынешней системе ОСАГО недостижимо, — сообщил Ян Хайцеэр.

Два страховщика

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) не поддержали инициативу. Там не зафиксировали проблем с доступностью полисов на новых территориях. Наиболее эффективным в вопросе страхования жителей новых регионов был бы механизм частно-государственного партнерства, иначе все риски лягут на государство, что будет существенно давить на бюджет, считает глава РСА Евгений Уфимцев. По его мнению, при возникновении сложностей, например, с покрытием военных рисков и рисков терроризма их лучше решать выделением субсидий.

В новых регионах сейчас работают только две страховые компании, рассказали «Известиям» в пресс-службе одной из них, компании «Астро-Волга». Вторую там не назвали. Но уже через полгода их будет минимум семь, ожидают в «Астро-Волге». О намерениях предложить ОСАГО и ипотечное страхование в новых субъектах 23 июня заявили в ПСБ (Промсвязьбанк).

Организация работы обязательной «автогражданки» на новых территориях всё еще требует проработки, считают в «Совкомбанк Страховании». Там «Известиям» пояснили, что пока не до конца решены вопросы инфраструктуры по урегулированию убытков и экспертизы ущерба, так как статистика ОСАГО в этих субъектах РФ почти отсутствует.

В этих регионах сейчас высокие риски, поэтому и тарифы на страховку будут соответствующими, согласен с Сергеем Мироновым директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. По его словам, вместо создания новой госкомпании лучше ввести бюджетные стимулы, субсидии или дотации для существующих страховщиков. После нормализации ситуации необходимость в господдержке снизится, а реорганизовывать впоследствии государственного страховщика будет гораздо сложнее, добавляет эксперт.

По закону российские автовладельцы имеют право купить полис в любой компании, у которой есть лицензия ОСАГО, причем даже без посещения офиса. Но при отсутствии поддержки со стороны государства страховые компании могут быть незаинтересованными в продаже полисов для жителей новых регионов и начать использовать различные технические барьеры для обхода закона, отмечал ранее Алексей Бредихин. В этом случае граждане столкнутся с недоступностью страховки.

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что создание новых страховых компаний бессмысленно, ведь в России и так есть страховой бизнес с госучастием (например, «Росгосстрах»). Оказать помощь новым регионам можно путем введения некой скидки для их жителей на покупку ОСАГО (в виде сертификата или ваучера), добавил он. Страховые, конечно, могут повысить тарифы в преддверии введения такой скидки, но этот факт должна проконтролировать ФАС. Если действительно будут выявлены завышения цен, то следует штрафовать таких игроков, заключил эксперт.

Такой механизм можно установить как временное решение, считает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. Но схема должна быть четко очерчена по времени действия. Также необходимо определить, за чей счет будет осуществляться компенсация. Следует предусмотреть и переходный период, чтобы затем страховые компании могли прийти на этот рынок после стабилизации ситуации в новых регионах. Иначе, если только одна государственная организация начнет предоставлять льготные тарифы для граждан, то никто из коммерческих игроков не сможет с этим конкурировать.

Многие российские специалисты, работающие в сфере страхования, отмечают свой профессиональный праздник — День страховщика ежегодно 6 октября.

6 октября Совнаркомом РСФСР принял декрет «О государственном имущественном страховании», который положил фактическое начало дальнейшему развитию государственного имущественного страхования в России. Во всех сельских и городских местностях предусматривалась организация страхования частных хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития посевов, а также аварий на путях водного и сухопутного транспорта.

В составе Народного комиссариата финансов организовали Главное управление государственного страхования (Госстрах), на местах были созданы городские и сельские страховые органы.

Закон о кооперации принял Верховный Совет СССР 26 мая 1988 года. В нём предусматривалась возможность создания кооперативных страховых учреждений. В этот период начали создаваться первые альтернативные системе Госстраха СССР страховые организации (АСКО, «Прогресс», «Россия» и другие).

Позднее, когда образование новых страховых компаний приняло массовый характер, был принят Закон РСФСР «О страховании» (1992).

В феврале 1992 года была образована российская страховая группа «Росгосстрах» (Российская государственная страховая компания), являющаяся правопреемницей Госстраха РСФСР. 1 января 2010 года на базе территориальных подразделений десяти страховых обществ группы «Росгосстрах» была создана единая федеральная компания «Росгосстрах».

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью «Рассылки» или «Статистики разделов» на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь «Расширенным поиском». Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.

За рулем, 2 октября 2013 г.

Глава ВСС предложил сделать 2024 год Годом страхования жизни

Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) в ходе Московского финансового форума (МФФ) предложил сделать следующий 2024 год Годом страхования жизни.

«Спасибо Госдуме, Совету Федерации за те действия, которые проводятся в этом году по принятию закона о долевом страховании жизни, который с 2018 года мы пытались запустить», – сказал Е. Уфимцев.

«Хотелось бы, чтобы в этом году не только первое чтение, но и все три чтения успешно прошли. Я бы вообще предложил сделать следующий 2024 год – годом страхования жизни. Потому что, если осенью будет принят законопроект о долевом страховании жизни, в будущем году страховщики смогут серьезно развивать это направление деятельности, очень правильное и важное», – отметил глава ВСС.

«Тем более, хотел бы обратить внимание на то, что страхование – такая уникальная отрасль, страховщики жизни вместе со страховщиками классическими – это семейные финансовые консультанты. Потому что машиной пользуется семья, домом пользуется семья, и как правило, страхованием жизни тоже пользуются в семейном аспекте. Наш бизнес касается и защиты детей и возрастных родителей, и накоплений. То есть, очень много продуктов, которые сделаны с акцентом на семью», – подчеркнул Е. Уфимцев.

Сборы российских страховщиков к 2024 г. достигнут 2,3 трлн руб. против 1,5 трлн руб. по итогам прошлого года, рынок будет ежегодно расти в среднем на 11,6%. Такие оценки приводит аудиторская компания КПМГ. Вклад в развитие рынка будут вносить оба сегмента: страхование жизни и иное страхование – автострахование, ДМС и страхование имущества.

По прогнозам КПМГ, в 2021–2024 гг. страховые сборы в сегменте страхования иного, чем страхование жизни, будут расти в среднем на 9,5% в год и достигнут 1,6 трлн руб. к 2024 г. (см. график). Его доля в общем размере собираемых премий не сильно снизится относительно 2020 г. и составит 70% против 73%. Наиболее перспективными сегментами на горизонте четырех лет станут автострахование, ДМС, включая страховки выезжающего за рубеж, и страхование имущества. Основным катализатором роста для этих сегментов будут позитивная макроэкономическая ситуация, повышение прозрачности рынка, модификация страховых продуктов (например, развитие коробочных продуктов) и создание цифрового клиентского опыта.

Размер сегмента страхования жизни вырастет почти в 2 раза и достигнет 746 млрд руб. – главным образом за счет повышения инвестиционной привлекательности накопительного страхования жизни (НСЖ) и инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), прогнозируют в КПМГ. Рост будут обеспечивать относительно низкие процентные ставки по депозитам. С другой стороны, низкие ставки будут способствовать поддержанию высоких размеров кредитования, а это, в свою очередь, приведет к росту продаж полисов кредитного страхования.

Наибольший рост КПМГ ожидает в сегменте НСЖ – на 23,4% до 315 млрд руб. сборов. К 2024 г. он по сбору премий обгонит ИСЖ, которое пока собирает больше: 190 млрд руб. против 137 млрд руб. по НСЖ по итогам 2020 г.

Как рос рынок в первом полугодии

Во II квартале рынок страхования резко вырос, следует из статистики ЦБ. Размер страховых взносов достиг 434,4 млрд руб.: он увеличился на треть относительно II квартала 2020 г. и превысил докоронавирусный уровень аналогичного периода 2019 г. Ключевые факторы, которые повлияли на рост, – эффект низкой базы, проявившийся в результате принятия ограничительных мер, и ускорение взносов в сегментах кредитного страхования, инвестиционного и накопительного страхования жизни, а также страхования автокаско. Премии по страхованию жизни выросли по отношению к прошлому году в 2,2 раза (до 35,2 млрд руб.), взносы по страхованию от несчастных случаев и болезней – в 1,8 раза (до 69,8 млрд руб.). На этот сегмент пришлось около 40% совокупного прироста рынка.

В «Эксперт РА» считают, что средние темпы прироста рынка в ближайшие три года будут 10%, а сборы рынка перевалят за 2 трлн руб. по итогам 2023 г. После пандемии восстановительный рост идет по многим направлениям, но дальше расти будет преимущественно страхование жизни, считает управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин: ИСЖ и НСЖ по-прежнему останутся драйверами рынка страхования жизни, так как долевое страхование жизни (ДСЖ) еще, скорее всего, не будет готово к запуску.

О запуске ДСЖ как нового финансового продукта ЦБ задумывался еще в 2017 г., но только этим летом более конкретно обозначил свои планы. Регулятор разослал рынку письма о запуске ДСЖ с IV квартала 2022 г., писал Forbes. Полис будет работать как европейский Unit-Linked: человек покупает ДСЖ, и эти деньги, чаще всего через инвестфонды, клиент может сам инвестировать в разные активы. Продавать ДСЖ планируется только квалифицированным инвесторам. ИСЖ и НСЖ регулятор тоже рекомендовал продавать только понимающим особенность продукта гражданам.

У самих страховщиков ожидания по росту рынка скромнее. «Ингосстрах» ожидает роста рынка в среднем в пределах 5–8% до 2024 г., говорит его представитель. В «Альфастраховании» считают, что сборы будут расти не сильно выше инфляции. Согласно прогнозу Банка России, годовая инфляция составит 5,7–6,2% в 2021 г. и с учетом проводимой денежно-кредитной политики снизится до 4,0–4,5% в 2022 г. и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%. При этом, говорит представитель «Альфастрахования», отдельные виды могут расти активнее. По прогнозам компании, размер рынка в 2024 г. может достигнуть 2 трлн руб. «Росгосстрах» больше верит в потенциал рынка: в компании прогнозируют ежегодный прирост рынка в 10%, а к 2023 г. сборы могут достичь 2 трлн руб.

Динамика рынка будет зависеть от общих макроэкономических показателей и от того, насколько гибко бизнес продолжит подстраиваться под постпандемийные реалии, говорит заместитель руководителя блока маркетинга «Росгосстраха» Кирилл Бобыльков. Например, пандемия сильно подстегнула развитие системы здравоохранения. В ближайшем будущем в области медицинского страхования, считает он, вероятнее всего, реализуется модель, когда система обязательного медицинского страхования (ОМС) закроет большинство незначительных вопросов по здоровью граждан, а страховщики сконцентрируются на серьезных случаях. Уже сегодня растет спрос на полисы страхования от онкологических и других критических заболеваний, отмечает Бобыльков.

Дальнейшая либерализация тарифов ОСАГО с одновременным увеличением страховых сумм по возмещению вреда жизни и здоровью увеличат размер рынка в сегменте автострахования, говорит директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов. Введение систем автоматического контроля действующих полисов на автодорогах способно увеличить уровень проникновения и позитивно отразится на объеме рынка, считает он.

Драйвером рынка в прошедшем полугодии стало кредитное страхование (прирост 67%), что связано как с реализацией отложенного спроса, так и с более агрессивной политикой банков по закредитованности населения, говорит генеральный директор «Ингосстрах жизни» Владимир Черников. Но, полагает он, в ближайшие годы продукты НСЖ, будучи социально значимыми, займут весомую долю в общем объеме сборов страхового рынка.

Негативное влияние на размер рынка страхования может оказать дальнейшее усиление регулирования в сегменте страхования жизни, считает Шарапов. Такой вариант возможен, если продажи НСЖ и ИСЖ будут сопровождаться мисселингом (продажа одного продукта под видом другого), а страховые продукты будут высокорискованными и низкоэффективными для страхователя. ЦБ уже несколько лет борется с мисселингом в ИСЖ – банки, которые являются основным каналом продаж таких продуктов, нередко предлагали его гражданам под видом депозита с большей доходностью. Когда пришло время выплат, граждане в них разочаровались: треть трехлетних полисов ИСЖ в 2020 г. показали нулевую доходность, рассказывали в ЦБ. Только 17% договоров показали доходность выше 5%. «Вряд ли можно говорить об удовлетворенности граждан в таких условиях и о ценности данного страхового продукта, учитывая, что средняя годовая доходность депозитов по соответствующим срокам могла достигать 10% годовых и точно не находилась ниже 6,7% годовых», – говорил зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Ключевое препятствие для роста рынка страхования в России всегда одно – невысокий уровень благосостояния населения, считает Янин, если будет расти уровень доходов граждан, будет расти и рынок страхования, и финансовый сектор в целом.

В конце марта этого года вступила в силу основная часть положений о создании Автоматизированной информационной системы страхования (АИСС) в России.

Система объединит данные по обязательному (ОСАГО) и добровольному (КАСКО, ДСАГО) автострахованию, а также по страхованию жилья от ЧС. Данные по ОМС и обязательному государственному страхованию передаваться и храниться в системе не будут.

Инициатором создания АИСС выступил Банк России. Он же определил и оператора системы — АО «Национальная страховая информационная система».

Страховщики будут обязаны передавать информацию в АИСС начиная с 1 апреля 2024 года. Это сведения о застрахованном лице, страховщике, объекте страхования, за исключением ряда случаев, виде страхования, сроке действия договора страхования, периоде страхования, размере страховой суммы и страховой премии, страховом риске, страховом случае, включая информацию о размере убытка или ущерба, и о страховой выплате, а также другая информация, связанная с заключением, исполнением и прекращением договоров страхования. Такие сведения будут храниться в системе десять лет со дня прекращения действия страхового договора, если законом не установлен более долгий срок хранения такой информации. Кроме того, Банк России устанавливает определенные требования к защите информации, которые страховщики обязаны будут соблюдать. Страховые компании получат равный доступ к информации в АИСС.

Сегодня в России существует несколько баз данных по разным видам страхования. Каждая из них использует свой подход к сбору и хранению информации. Такая разрозненность не дает получить полную картину о застрахованном лице и использовать накопленную информацию в интересах граждан. Банк России установил единые требования к качеству и защите данных в АИСС. Единый стандарт позволит в полном объеме использовать информацию. Страховщики смогут точнее определять ценообразование, учитывая риски клиента.

Страховщики видят в создании АИСС ряд плюсов. «Это повысит качество и достоверность данных, в том числе за счет доступа к государственным информсистемам, с соблюдением высоких стандартов требований к защите информации, включая персональные данные, сведениям, составляющим тайну страхования, — отметил руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. — Должно уменьшиться количество технологических сбоев при заключении договоров, повысится скорость их заключения».

«Можно ожидать, что АИСС будет способствовать улучшению качества работы страховщиков и обслуживания страхователей, поскольку у компаний появится больше возможностей подключения к сервисам различных государственных структур, и они на этом массиве информации смогут оперативно предлагать актуальные страховые продукты», — считает советник генерального директора компании «Росгосстрах» Николай Галагуза.

«АИСС будет взаимодействовать с порталом государственных услуг Российской Федерации, у пользователей личного кабинета на Госуслугах появится возможность ознакомления с полисом ОСАГО, — поясняет партнер-учредитель юридической фирмы Bishenov&Partners Алим Бишенов. — В дальнейшем также планируется использовать АИСС для обмена информацией при возмещении убытков».

Интеграция АИСС с государственными информационными ресурсами позволит создать новые удобные сервисы для страхователей, а также обеспечит электронное взаимодействие по ОСАГО, в том числе возможность дистанционного урегулирования убытков. Напомним, что с первого июля этого года начнется реализация удаленного урегулирования убытков по ОСАГО. С этой даты страховщики начнут создавать возможность такого урегулирования убытков. Пока на добровольной основе. Однако с 2025 года такая функция должна быть у всех страховых компаний в обязательном порядке. Эксперты считают, что реализация возможности удаленного урегулирования убытков по ОСАГО во многом зависит от функционирования АИСС.

Еще одна важная новинка, которая появится благодаря созданию АИСС, — это возможность запустить механизм фиксации наличия полисов ОСАГО у автовладельцев при помощи камер ГИБДД.

Процесс передачи баз данных в АИСС будет происходить поэтапно. Сначала будет передана информационная база по ОСАГО, а также Бюро страховых историй по разным видам страхования. Далее в систему будет интегрирована база данных Национального союза страховщиков ответственности (НССО) по обязательным видам страхования. Это обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов (ОСОПО), а также обязательное страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП).

Хотят определить состав, порядок и сроки представления сведений в АИС страхования. Правила касаются ОСАГО, ДСАГО, страхования наземного транспорта (кроме железнодорожного) и жилья. Планируется, что новшества вступят в силу 1 апреля 2024 года.

Информацию предлагают направлять не позднее 1 дня с даты, когда произошло событие или действие, из-за которого появились эти сведения. Исключение — данные о договоре ОСАГО. Их представят при заключении договора (п. 1 проекта).

Страховщики будут использовать защищенные каналы связи и строго соблюдать форматы электронных сообщений (п. п. 3, 4 проекта). Например, должна быть исключена возможность корректировать информацию.

Если нарушить требования к подаче данных, оператор АИС откажется их размещать (п. 6 проекта). У страховщика будет 1 день для исправления недостатков (п. 7 проекта). Оператор системы уведомит ЦБ РФ о нарушениях, если, например, приходилось отказывать страховщику 3 раза и более за месяц.

Перечень данных для каждого вида страхования указали в приложениях к проекту.

Глава комитета Совфеда по экономической политике пожаловался, что страховые компании считают страхование таксистов и таксопарков нерентабельным и отказывают им в оформлении полиса ОСАГО. Ему пообещали отрегулировать ситуацию

Минфин и ЦБ разрабатывают поправки о наказании для страховщиков за уклонение от оформления ОСАГО. В министерство обратился глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, который пожаловался, что у таксистов и таксопарков есть серьезные трудности при оформлении ОСАГО. Компании считают их страхование нерентабельным и регулярно отказывают им в услуге.

В Минфине ответили, что планируют дополнить новыми позициями административную статью об ответственности за необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО. Они будут предусматривать штраф за уклонение и воспрепятствование услуге. Как отметили в ведомстве, сейчас автомобилисты в случае отказа компании заключить договор ОСАГО могут обратиться в Российский союз автостраховщиков.

При этом сами страховщики уже перестали отказывать в оформлении. В 2022 году создали специальный перестраховочный пул, где крупнейшие компании делят между собой риски по страхованию, говорит заместитель директора департамента развития имущественного страхования физических лиц ВСС Михаил Порватов:

Михаил Порватов заместитель директора департамента развития имущественного страхования физических лиц ВСС «Страховщик обязан заключить такой договор при обращении страхователя, отказ недопустим. С другой стороны, проблема в такси есть, потому что автомобиль такси — высокоубыточный сегмент по ОСАГО. Частота наступления страховых случаев, грубо говоря, страховая аварийность, в 2022 году в целом по рынку составила 6%, а в такси — 35%. Это очень аварийный сегмент и убыточный по ОСАГО, тарифов не хватает для покрытия убытков. Но с 20 апреля 2022 года действует перестраховочный пул в ОСАГО, и такие убыточные сегменты страховщик вправе отправить туда, то есть риски размываются между всеми участниками рынка. Доля автомобилей такси, которые передали в перестраховочный пул, составляет 79% от общего числа автомобилей такси, застрахованных по ОСАГО, это данные 2022 года. То есть практически все договоры ОСАГО с признаками такси отправляются в перестраховочный пул. Мы надеемся, что эта ситуация позволяет обеспечить доступность ОСАГО в отношении такси. Позиция Минфина пока не до конца понятна, потому что Кодекс об административных правонарушениях содержит административную ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования».

С 1 сентября 2024 года вступает в силу закон об обязательном страховании пассажиров легковых такси. Согласно документу, обладатели лицензии на работу такси будут обязаны застраховать свою ответственность за причинение вреда жизни пассажира на сумму от 2 млн рублей.

Закон встретили критикой. По данным исследования Центра стратегических разработок, у 44% таксистов нет даже ОСАГО. Проблема в том, что страховые компании не просто отказывают в его оформлении, а придумывают схемы, при которых водитель просто не может его получить. Вот что говорит эксперт по городскому транспорту и такси, администратор телеграм-канала «БюроИКС. Городской транспорт» Роберт Ян:

Роберт Ян эксперт по городскому транспорту и такси, администратор телеграм-канала «БюроИКС. Городской транспорт» «Несмотря на то что страхование обязательное, компания обязана застраховать по закону, страховщики находят кучу причин, почему не могут это сделать. Самое изощренное — они говорят: «Никаких проблем, мы застрахуем, только вам нужно сделать осмотр транспорта. Вот направление в технический центр, там проводится оценка состояния, подъезжайте туда, там пройдете, и все нормально». Но при этом не говорят, что направление действительно один день, а технический центр проводит осмотр по записи. По факту направление недействительно к моменту, когда машина приезжает на осмотр. Самого отказа в страховании нет, но процедура становится невозможной. Таких случаев много, но они практически стали нормой во всех крупных страховых компаниях. Поэтому сейчас для большинства компаний единственный способ застраховать по ОСАГО такси — это обращаться к брокерам. У них, видимо, есть договоренности с менеджментом страховых компаний, и дополнительно оплачиваются услуги брокера, чтобы получить полис ОСАГО для такси. Это нецивилизованный подход, неправильный, нужно заставить страховые компании выполнять свои обязанности. Несмотря на то что они говорят, что этот полис для них убыточный. Страхование по ОСАГО в стране прибыльное, и только при страховании такси компании говорят об убытках. Там объективно невыгодно, но компании не бедствуют. С новым законом отсутствие полиса ОСАГО для такси будет означать не просто штраф, как сейчас, а невозможность заниматься перевозкой. Страховые компании, которые фактически препятствуют предпринимательской деятельности, должны понести адекватное наказание».

В Минфине также заявили, что стоимость обязательного страхования пассажиров такси составит от тысячи до 5,5 тысячи рублей в год. «Более точная оценка стоимости полиса для перевозчиков легковых такси может быть получена после проведения актуарных расчетов», — говорится в официальном ответе Минфина на запрос члена Совфеда Кутепова. При этом после получения ответа от ведомства сенатор заявил ТАСС, что все равно вступление в силу закона о такси стоит отложить до 2025 года.

Adblock
detector