Ваш малыш уже совсем большой, вы готовитесь к первому Дню Знаний! Несомненно, это не только очень важный и торжественный момент для первоклассника, но и очень трогательный момент для родителей. Будущий школьник гордо надевает школьную форму, собирает свой новый портфель, несет букет цветов первой учительнице.

К новому этапу в жизни малыша необходимо готовиться заранее. Адаптация к новому распорядку дня, коллективу, правилам, школьным заботам… Как сделать так, чтобы этот период прошел максимально гладко? Давайте разберемся вместе!

Будильник — неотъемлемая составляющая учебного процесса

Чтобы наши советы не были субъективными, мы попросили наших друзей помочь нам в написании этой статьи, и взглянули на проблему подготовки ребенка к школе с трех сторон: узнали мнение мамы первоклассника, детского психолога и учителя начальных классов. На наш взгляд, каждый специалист дал интересные советы со своей, профессиональной, точки зрения, но все пришли к одному выводу: начало обучения в школе — очень ответственный момент в жизни детей и родителей, поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок полюбил новую школьную жизнь и легко к ней привык.

Елена Васильева, мама первоклассника Вани

Еще один простой, но важный совет: не идеализируйте школу. «Не надо чересчур радоваться и восторгаться тому, что ребенок идет в школу. Да, это значимое событие, но ребенок не должен думать, что там будет весело и интересно. Положа руку на сердце, школа — это труд, а иногда и тяжелый, может многое не получаться. Мой ребенок на вопрос: «хочешь в школу?», отвечает «не знаю», и это я считаю, что это намного лучше, чем «да!». Ребенок не должен идеализировать школу, но он должен гордиться тем, что идет в школу. Поэтому подчеркивайте какой он большой, закончил сад, и уже не будет туда ходить, как это невероятно круто, нужно и важно!

Ответственно отнестись к подготовке в школу. Делайте это заранее и вместе с ребенком. Я имею в виду покупку всего необходимого: подготовка места для уроков, покупка школьной формы, рюкзака и канцтоваров. Ребенок должен все выбирать сам, участвовать во всем. Видя, как много всего покупается и делается, мой сын понимает, что это «не шутки», настраивает себя на значимые изменения в его жизни.

Не всё ведь учиться. Перемена!

Выполняя задания, которые нам давали на подготовке к школе (или любое другое, которое напоминает учебную задачу), нужно постепенно готовить ребенка к тому, как будет происходить выполнение домашнего задания. Например, он написал букву, но написал не аккуратно, а в школе будут требовать аккуратности, поэтому надо попросить ребенка написать по-другому. Сказать нужно об это как можно понятнее и конкретнее: «Посмотри, ты написал эту палочку в букве криво, попробуй сделать ее прямой». Я всегда стараюсь дать понять своему сыну, что в любом случае помогу ему, если у него возникнут трудности в школе, что он может рассчитывать на меня. Я об этом говорю и подтверждаю делом, если у него не получается, помогаю ему, подталкиваю к правильному решению. Настройте своего ребенка на те знания, которые он получит, расскажите, что он узнает много нового и интересного, очень важно научить его стремиться узнать больше, чем он уже знает».

Катерина Ромм, педагог — психолог, ООО «Мера Мира»

1. Поддерживайте авторитет учителя (даже если Вы не во всем согласны с ним). Это очень важный опыт для ребенка этого возраста — иметь авторитет, а отсутствие такового разрушает важные структуры его личности. В случае разногласий с учителем постарайтесь вступить в диалог с учителем, помогайте ему, берите на себя общественную нагрузку — но ни в коем случае не разрушайте этот авторитет в глазах ребенка.

2. Обсуждайте с ребенком после школы его школьный день — но не оценки и успехи, а что ему понравилось, что нет, что запомнилось, что было интересного. Очень важно во время этих разговоров сохранять безоценочную позицию и эмпатию.

3. Не выставляйте ребенку требования по качеству выполнения школьных заданий — это прерогатива учителя. Вы должны сохранить за собой позицию родителя — помощника и сотрудника, а не надсмотрщика. Если Вам кажется, что у ребенка что-то получается недостаточно хорошо, посоветуйтесь с учителем или со школьным психологом, чтобы найти и устранить истинную причину трудностей.

Домашнюю работу нужно сделать до завтра

4. Сохраняйте ребенку место и время для игры, особенно для сюжетно — ролевых, настольных и подвижных игр. Именно они являются источником мотивации и тренировкой психологических навыков.

5. Если учеба дается ребенку слишком легко — вследствие способностей или усиленной дошкольной подготовки, постарайтесь заинтересовать его другими аспектами школьной жизни, например, возможностью помочь другим детям, учителю, школе. И тоже посоветуйтесь с психологом, потому что эта ситуация не менее вредна для ребенка, чем ситуация неуспеваемости».

Татьяна Кошман, учитель одной из московских гимназий

В связи с безотметочной системой на первых порах, Татьяна советует не настраивать ребенка на получение оценок. «Дети, собираясь в школу, слышат «пойдёшь в школу — будешь получать пятёрки…» — этими словами мы всё и портим. Маленький ученик с первых дней ждёт, когда же ему поставят отметку, а её всё нет; родственники постоянно спрашивают, что получил сегодня в школе, а это неправильный вопрос в корне. Необходимо попробовать себя перестроить. Научиться задавать правильные вопросы. Что интересного сегодня было в школе? Что ты узнал?»

Первоклассники знакомятся с первыми ощущениями

«Часто родители спрашивают: а что должен уметь и знать ребёнок к первому классу? Вопрос риторический. Да, было бы здорово, чтобы ребёнок умел читать. Но это, на мой взгляд, не самое главное. Познавательный интерес, и кругозор, и желание и умение трудиться, умение задавать вопросы и много другое — вот что важно! К сожалению, бывает так — ребёнка «натаскали», прошли все учебники за первый класс, что остаётся первокласснику — скучать на уроках. Часто у таких учеников пропадает мотивация к обучению и потом её очень сложно возродить. Бывают и обратные ситуации: ребёнок «слабенький», ему нужно больше времени, чем остальным, на выполнение задания. И тут у малыша опускаются руки, дома торопят, ругают, сравнивают с одноклассниками, у которых всё быстро получается, без особых усилий. Ребёнок попадает в ситуацию школьной неуспешности, и из неё тоже очень трудно выбраться. Здесь нужна мудрая помощь родителей и педагога».

Что должен уметь школьник?

Психологическая подготовка — это самое важное, а вот что нужно уметь к школе? Необходимо ли уметь читать, писать, какими навыками счёта должен владеть будущий первоклассник? На эти вопросы мы постарались ответить в статье «Что должен уметь школьник?»

Учёба — нелёгкое дело!

Дорогие родители первоклассников! Команда «Белого Кролика» искренне желает вам и вашим детям успехов в подготовке к школе, мы всегда будем рады вам помочь!

Узнайте, как правильно подготовить ребенка к школе, и решите несколько логических задач для дошкольников от ЛогикЛайк.

Подготовка к 1 классу всегда волнительна и для детей, и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводят буквы и решают примеры. К чему нужно готовить будущего первоклассника на самом деле?

В разделе «Подготовка к школе» мы делимся рекомендациями о том, как подготовить ребёнка к школе самостоятельно, а также онлайн.

Родителям в помощь – полезные материалы, вопросы, задания

  • Что должен знать и уметь ребенок перед школой?
  • Задания, игры и упражнения для подготовки к 1 классу в домашних условиях.
  • Занятия логикой и математикой для дошкольников и младших школьников.

1. Физическое развитие

С детства прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице.

Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится.

Если сын или дочь сами напоминают вам об очередной тренировке и стараются не пропускать ни одного занятия в неделю – это успех.

2. Психологическое развитие

Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?

1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.

Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.

Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.

2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.

Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.

Вам может пригодиться материал о том, как определять время по часам. Этот навык одновременно улучшает представления детей о времени, и помогает почувствовать и оценить свое умение сосредоточиться.

3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.

Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.

3. Интеллектуальное развитие

Что именно нужно делать?

1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.

2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.

3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать.

Каким образом?

Для этой цели нужно регулярно выполнять нестандартные задания и решать задачи на логику. Дополнительная польза: у ребенка формируется усидчивость и привычка доводить начатое дело до конца. Читайте подробнее, как и зачем развивать логику.

Где искать задачи?

10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий?

Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте.

Первый класс — важный и сложный этап в жизни ребенка. «Первоклассника надо готовить как космонавта», — подшучивают родители. Действительно, требования возросли. Программа обучения в первом классе подразумевает, что ребенок уже овладел определенными навыками.

Период адаптации к школе пройдет легче, если подготовить его к 1 классу. Сделать это родители могут самостоятельно, выполняя упражнения на развитие каждого навыка. Для облегчения задачи используйте тетради «Kumon. Готовимся к школе». Специалисты продумали упражнения для вас.

Обучение выстроено в форме игровых заданий. Заставлять малыша учиться не придется.

Мы собрали воедино список навыков, которые нужны первокласснику, и соотнесли их с тетрадями, которые помогут развить каждый из них.

Навыки школьника

1. Мышление

Задания для проверки развития навыка:

— сложи фигуру из частей;

— построй из кубиков заданную фигуру;

— реши логическую задачку. Например, мое имя — Ирина. У моего брата лишь одна сестра. Как зовут сестру моего брата?

Для того чтобы ребенок научился выполнять такие задания, надо развивать логическое и пространственное мышление. Помогут задания на прохождение лабиринтов, соединение по точкам, раскрашивание по цифрам. Необходимые задания собраны в тетради «KUMON. Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты».

2. Внимание

В начале обучения на первоклассника обрушивается целая лавина знаний и новых ярких впечатлений. Здесь учитель рассказывает увлекательную сказку «Путешествие в страну математики», рядом 20 одноклассников, каждого из которых хочется рассмотреть, а в окно стучится очень настойчивая птица.

Взрослый человек может легко переключаться с одного на другое и не испытывать никаких трудностей в восприятии информации. Внимание же первоклассников еще очень узко. Дети не способны одновременно смотреть на картинку и вдумываться в рассказ учителя о художнике, нарисовавшем ее.

Поэтому важно еще до школы научить ребенка правильно распределять внимание, концентрироваться на главном.

3. Память

От родителей младших школьников часто звучит фраза «Мой ребенок не может выучить стихотворение/запомнить таблицу умножения/забывает записать задания в дневник». И к ней обычно добавляют: «У него плохая память». Таких проблем можно избежать, если память тренировать.

Как проверить уровень развития памяти? Первоклассник должен запоминать картинки и фигуры. Сыграйте с ним в игру — распечатайте разные простые рисунки и покажите их. Он посмотрит на них 30 секунд, затем нарисует то, что запомнил. Первоклассник должен уметь запоминать картинки, символы и фигуры (до 10 шт.).

Назовите 10 слов. Пусть повторит.

Расскажите малышу короткую историю. Подойдёт рассказ «Добрая утка» Владимира Сутеева или «Курочка» Евгения Чарушина.

Если воспроизвести историю с первого раза ребенку тяжело, сначала задавайте ему вопросы по тексту. В случае с «Доброй уткой» — кто пошел на прогулку, что умеют делать утята, почему утку назвали доброй. Снова попросите пересказать историю. При необходимости повторите перед этим ее сами.

Чтобы тренировка памяти была разнообразной и не надоела будущему первокласснику, воспользуйтесь тетрадью «KUMON. Готовимся к школе. Учим числа и фигуры». Она облегчит процесс формирования навыка «Память».

4. Моторика

Трудности в письме у первоклассников возникают не из-за сложности написания элементов букв и цифр, а из-за неподготовленности.

Будущему первокласснику необходимо уметь:

— правильно держать ручку, карандаш и кисточку;

— чертить ровные линии;

— делать аккуратные аппликации (вырезать и клеить);

— копировать написание печатных букв;

— лепить фигурки и композиции.

Развиваем мелкую моторику рук — нанизываем бусы на нитку, застегиваем пуговицы, делаем поделки из пластилина и раскрашиваем картинки. Раскраски должны присутствовать в жизни ребенка обязательно. Он научится держать карандаш, контролировать силу нажима, управлять рукой.

5. Аккуратность

При оценке творческих работ учеников начальной школы, а также при проверке тетрадей, учитывается чистота и аккуратность. И если в первом классе оценки детям не выставляют, ограничиваясь словесной оценкой, то уже со второго класса низкий балл можно получить из-за неаккуратной работы, «грязной» тетради.

Привить ребенку аккуратность, необходимую, конечно, не только для получения пятерок, помогут аппликации: вырезание маленьких фигур, разрезание листов по разным линиям, приклеивание элементов. Плюс ребенок научится работать с клеем и ножницами. А значит, выполнять творческие задания в школе сможет без особых сложностей.

Для развития аккуратности подойдет тетрадь «KUMON. Готовимся к школе. Учимся вырезать».

Как сделать занятия по формированию навыков эффективными

— Занимайтесь каждый день. Регулярность — залог успеха.

— Тратьте на это не больше 20 минут в день.

— Усложняйте задания постепенно.

Только так вы привьете будущему первокласснику желание заниматься. И подготовка к школе пройдет быстро и без лишних проблем.

Первый класс принесет заботы и детям, и их родителям. Множества проблем можно избежать, если вовремя заняться решением ряда ключевых вопросов.

Дети по-разному относятся к необходимости ходить в новое для них место — школу. Одни ждут этого момента с тревогой, опасаясь долгой разлуки с родителями, пока другие с трепетом предвкушают наступление 1 сентября и начало занятий. Но даже если чадо хочет как можно скорее попробовать себя в роли ученика, нельзя забывать, что это все равно станет для него большим стрессом.

Новый этап в жизни займет очень много времени (целых 11 лет), поэтому он требует серьезной и своевременной подготовки. Родителям нужно предусмотреть разные нюансы, чтобы первоклассник легче перенес смену обстановки, привык к новому распорядку дня, усвоил правила и быстро влился в коллектив.

Заслуженный учитель России, академик РАО и директор московской школы № 109 Евгений Ямбург эксклюзивно Пятому каналу рассказал, как подготовить ребенка к первому классу.

Психологическая подготовка ребенка к школе

Успешное обучение в школе требует прежде всего определенного влияния на психику чада, ее становления в нужное русло.

В первую очередь следует уделить время развитию внимания и способности концентрироваться. Ребенок должен уметь завершать начатые им дела. При этом нужно учитывать его возраст и не ставить перед ним задачи, которые требуют многочасового напряжения. Достаточно выбирать дела, которые реально выполнить примерно за 30 минут. В рамках данной подготовки психолог советует чередовать как любимые занятия, так и не очень.

Следующий шаг на этом поприще — управление эмоциями и позитивное мышление. Эффективный контроль над своими чувствами и переживаниями избавят школьника, а вместе с ним и родителей от постоянных капризов и горьких слез.

Ситуация знакома многим: в конце лета малыш не находит себе места и хочет поскорее пойти в первый класс, но уже через неделю после начала учебы громко плачет и просит родителя, который уже порядком опаздывает на работу, не оставлять его одного. Зная характер и привычки собственного ребенка, можно без труда предсказать, как он поведет себя в школе и помочь с этим справиться.

Наконец, психологически подготовленное к школе чадо обязано обладать достаточной ответственностью и силой воли. У малыша должны быть мечты, цели и способность найти пути к их достижению. При этом важно понимать, что внешнее стимулирование, вроде оценок или любимых конфет, хоть и помогает добиваться поставленных задач, однако наибольшей ценностью является внутренняя мотивация.

Интеллектуальная подготовка ребенка к школе

Хорошо читать и писать ребенка могут научить и в школе. Для первоклассника наибольшее значение имеют навыки верного мышления, умение рассуждать и анализировать информацию.

Для получения этих способностей важно, чтобы у детей появлялся познавательный интерес, нужно подталкивать их к изучению нового различными способами.

«Для дошкольников ведущей деятельностью является игровая. Иногда я сталкиваюсь с тем, что родители ни разу не играли с ними в такие игры как „съедобное-несъедобное“. Бывает, что ребенок-москвич ни разу не был ни в одном музее или театре, потому что для него форма отдыха — это барбекю на даче. Упущение родителей тут налицо. Всегда можно включить диск со сказками, песнями или обучающими лекциями про краеведение», — считает педагог.

Таким образом, для будущего первоклассника крайне важно получать познавательный контент с раннего детства. Именно разнообразный досуг позволит ему понять, сколько всего в мире есть интересного и продолжить изучение уже за школьной партой.

Также стоит развивать речь дошкольника и его умение общаться. Значительная часть жизни человека проходит в разговорах, с их помощью можно добиться многого. А иногда «подвешенный язык» помогает даже избежать проблем.

«В первом классе у ребенка должны быть развиты мелкая моторика и монологическая речь. Эти навыки, например, развивают чтение, заучивание наизусть стихотворений и игра на пианино», — рассказал эксперт Ямбург.

Рекордное число первоклассников ожидается 1 сентября в школах России

Однако нужно не только уметь говорить, но и слушать, приводить аргументы своей позиции.

Еще в рамках интеллектуальной подготовки можно и нужно развивать способности логического мышления, то есть умение рассуждать и думать нестандартно. Способствуют этому различные задачки на смекалку и загадки.

Физическая подготовка ребенка к школе

Спорт и физические нагрузки имеют большое значение для здоровья человека. Важно с детства прививать любовь к подвижному образу жизни и лучше всего делать это на своем примере. Например, можно вместе с ребенком играть в мяч, догонялки или делать зарядку.

К тому же, сейчас существует немало спортивных секций на любой вкус и цвет. Можно попробовать свои силы в этом деле, при необходимости сменив несколько разных видов спорта. Главное, чтобы малышу новое хобби действительно понравилось.

Подготовительные курсы к школе

Процесс адаптации к школе пройдет значительно проще, если до старта обучения познакомить с ней чадо. Обычно родители заранее знают, куда отдадут своего сына или дочь. Многие учебные заведения проводят подготовительные курсы для будущих первоклассников с целью знакомства с новым местом и учителями. Там ребенку объяснят, куда он пришел и зачем. После этого станет гораздо проще привыкнуть.

Также на подготовительных курсах дети получают свои первые домашние задания. Они, конечно, довольно простые, но постепенно готовят дошкольника к настоящей самостоятельной учебной работе.

К немаловажным плюсам подобных занятий можно отнести и рассказ учителя о множестве интересных знаний, которые дети получат в стенах школы. Это послужит дополнительным стимулом поскорее начать обучение.

Процесс подготовки детей к школьным годам включает в себя много организационных моментов, многие из которых стоит выполнять вместе. Например, обустроить место для выполнения домашних заданий и других дел. Или отправиться за школьной формой, одеждой для физкультуры, рюкзаком, канцтоварами и другими мелочами. Но также не стоит забывать давать чаду право выбора (там, где это возможно). Любимые вещи, выбранные самостоятельно, помогут ему чувствовать себя комфортно в новом месте и уверенно влиться в коллектив.

Серьезный процесс подготовки с полноценным участием ребенка позволит ему понять, что в его жизни грядут серьезные изменения.

По уровню волнения и масштабу тревог подготовка ребенка к первому классу уступает, пожалуй, только выпускным экзаменам. Родители должны правильно выбрать школу и первого учителя, чтобы занятия были в радость, и, конечно, сделать так, чтобы погружение в образовательный процесс оказалось комфортным для их чада. При этом они сталкиваются с противоречивой информацией о том, что ждут в школе от первоклашки, а подготовительные занятия в детском саду или образовательных центрах порой не отвечают ожиданиям. На самом деле, все проще, чем кажется, а подготовить ребенка к школе можно самостоятельно, избежав при этом излишнего стресса и нагрузки.

Что должен уметь ребенок к первому классу?

Формально будущий первоклассник никому ничего не должен. Если нет противопоказаний по здоровью, а сам ребенок находится в возрасте от 6,5 до 8 лет, его обязаны принять в школу. Неумение малыша читать, считать и писать не может быть препятствием для поступления, если речь не идет о специализированных или частных школах со своими требованиями.

И все же программа первого класса выстроена так, что неподготовленному ребенку просто будет тяжело с ней справиться. Поэтому к первому сентября от детей ждут определенный уровень знаний. Если семилетний ребенок в состоянии назвать свои фамилию, имя, отчество и домашний адрес, знает разные предметы одежды, профессии, свою страну и ее столицу, умеет пересказывать сюжет сказки или описывать картинку, понимает разницу между гласными и согласными звуками, ему будет проще включиться в учебный процесс.

В области математики он должен знать цифры от 0 до 9, понимать, какие больше, а какие — меньше, называть основные геометрические фигуры, группировать и сравнивать предметы по разным признакам, складывать и вычитать в пределах десяти. Умение читать — один из самых спорных вопросов, но многие педагоги полагают, что к первому классу ребенку лучше знать все буквы алфавита. Есть и хорошие новости: даже если понемногу заниматься с малышом каждый день в течение учебного года, он с легкостью освоит весь этот объем знаний до своей первой линейки. Главное, запомнить несколько простых правил и выбрать подходящие обучающие материалы.

Меньше давления, больше игры

Самым эффективным инструментом развития ребенка остается игра. Поэтому не стоит ожидать от шестилетки, что он с легкостью будет выдерживать получасовые занятия, сидя на одном месте. Куда эффективнее заниматься блоками по 10-15 минут каждый день и закреплять результат в игре и обычном общении. Например, активно обсуждать то, с чем столкнулись во время прогулки, считать машины или складывать и вычитать кубики, собирая башенку из Лего.

Старайтесь быть максимально гибкими и не давить на ребенка, ожидая от него мгновенного результата. Пробуйте разные форматы занятий и методики, не зацикливайтесь на одной. Прислушивайтесь к тому, что сейчас интересно малышу. Помните, что большинство требований — факультативны.

Не стоит ориентироваться на программу и учебники первого класса в подготовительный год. Во-первых, ее будут проходить в школе. Во-вторых, учебные материалы и задания для дошколят оставляют больше простора для творчества и помогают получить все навыки в том же игровом формате. Ребенку шести лет куда интереснее обводить в прописях маленькие рисунки, а не крючки и петельки. Или решать простейшие примеры на сложение, когда они являются частью раскраски или квеста. В-третьих, в материалах для дошкольников, как правило, содержится развернутый комментарий для родителей, объясняющий как работать с пособием.

К счастью, сегодня существует множество пособий, и у вас обязательно получится найти именно те, которые подойдут вам и вашему малышу.

Профилактика трудностей школьного обучения

Педагог, логопед и методист с более чем 20-летним стажем Елена Янушко изучила наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются дети в первый учебный год, и разработала на их основе рабочие тетради. С ними получится освоить счет, основы письма и чтения, а значит, ребенок будет увереннее чувствовать себя в школе. Заниматься по ним можно уже с пятилетним ребенком, а подробные комментарии от автора помогут родителям сделать процесс обучения максимально эффективным.

Интерактивная подготовка к школе

Эти рабочие тетради с современным оформлением и яркими рисунками больше похожи не на учебник, а на развивающие книжки, которые так любят малыши. А значит, есть все шансы, что с ними ребенок увлечется так, что проведет за занятиями куда больше ожидаемого времени. При этом они так же помогают освоить чтение, счет и даже английский язык, как другие учебные пособия. Этот вариант отлично подойдет родителям, чьи дети не мыслят своей жизни без гаджетов. Размещенные на страницах этих книг QR-коды ведут к интересным обучающим видео.

Ломоносовская школа

«Ломоносовская школа» — самостоятельный бренд, одна из самых знаменитых и проверенных временем серий для дошколят, на которой выросло не одно поколение будущих школьников. Она разработана с учетом возрастной физиологии и требований к современному ребенку, что позволяет сделать подготовку к школе максимально комфортной и избежать лишних нагрузок. Книги серии знакомят малышей с цветом и формой, учат логически мыслить и рассуждать, помогают развить мелкую моторику и подготовить руку к письму.

Логопед Надежда Жукова

Если вы решительно настроены научить ребенка читать до школы, то без «Букваря» Надежды Жуковой сложно обойтись. Логопед с 30-летним стажем создала собственную методику, основанную на исследованиях развития речи у детей. С ней даже самый зажатый ребенок начинает складывать буквы в слоги, а слоги в слова и фразы. Если чувствуете, что к первому классу вам нужно подтянуть способность изъясняться, обязательно присмотритесь к ее книге «Развитие речи. Мир вокруг тебя».

Раскраска-тренажер для дошколят

Эта серия — отличный пример того, как в игре можно одновременно прокачивать мелкую моторику, счет и чтение. На каждой странице предлагается раскрашивать картинку по номерам, только вместо привычных цифр там даны сочетания фигур, слова или простейшие математические примеры. Работа с этими книгами помогает прокачать еще один важный для школы навык: правильно понимать поставленную задачу и анализировать информацию.

Забавные уроки. Мои первые прописи

Для будущего первоклассника важно умение рисовать, равномерно штриховать, обводить рисунки по контуру и копировать их. Развить все эти навыки помогают прописи из серии «Забавные уроки». Работая с ними, ребенок попутно освоит счет и научится ориентироваться во времени. При этом на страницах пособий его ждут не крючки, кружочки и палочки, а разные необычные фигурки и изображения, обводить которые куда увлекательнее.

Большие книги знаний для самых маленьких

Книги этой серии, написанные опытными педагогами и логопедами, адресованы в первую очередь родителям и способствуют общему развитию памяти и интеллекта малыша. Если заниматься по ним с ребенком, он без труда выдержит вступительное собеседование в школу и сможет поддержать разговор даже со взрослым. Ведь они помогают развить такие важные для образовательного процесса навыки, как концентрация внимания, образное мышление и воображение. Начинать работать по ним можно с самого маленького возраста и постепенно переходить к более сложным заданиям.

Больше полезных и интересных материалов о книгах для детей и родителей ищите на нашей странице VK Эксмо Дети и Родители .

При подготовке ребенка к первому классу родители часто делают упор на каком-то одном направлении. Одни уделяют больше внимания базовым академическим знаниям будущих первоклассников. Другие, чтобы детям проще было освоиться в коллективе, готовят их к школе психологически. На самом деле, оба направления тесно связаны между собой.

Без социализации даже самый умный ребенок теряется в большом коллективе. Малыш, который до школы был «заводилой» у себя во дворе, может комплексовать из-за нехватки каких-либо знаний. Поэтому сначала поговорим, какие знания нужны детям, а потом расскажем, как эмоционально подготовить ребенка к первому классу.

Что будущий первоклассник должен знать и уметь

Все необходимые навыки ребенок получает в детском саду. Именно для этого и нужна система дошкольного образования. Ваша задача — проконтролировать, насколько хорошо дети все усвоили. Если в знаниях есть пробелы, в школе, конечно, научат, но детям значительно проще учиться, когда есть базовая подготовка.

Как подготовить ребенка в первый класс

Подготовка первоклассника к школе. Фото на обложке: Архив КП

Родители будущих первоклассников подходят к вопросу подготовки детей к школе очень ответственно. Хочется ведь, чтобы ребенок уже умел читать, считать и писать. А чем ближе 1 сентября, тем важнее и организационные вопросы: что нужно покупать к учебе, подойдет ли оранжевая рубашка к синей форме, строгая ли учительница. Понятно, все хотят подготовиться наилучшим образом. Но что на самом деле нужно сделать, чтобы подготовить ребенка к школе?

Покупка вещей для школы вместе с ребенком

Психологи советуют: выбирать школьные вещи нужно с ребенком. Пусть покупка или заказ товаров окажется для вас приятным совместным времяпрепровождением. В процессе нужно объяснять ребенку преимущества или недостатки конкретной вещи. Дайте сыну или дочке возможность анализировать и самостоятельно делать выбор. Этот навык поможет вашему чаду и в школьной жизни.

Итак, что нужно купить к 1 сентября? Напоминаем, выбирать лучше с ребенком.

Рюкзак
. Анатомический каркас, дышащая спинка, регулируемые лямки, наличие отдельных карманов для мобильного телефона и ключей — то, на что взрослый должен обратить внимание в первую очередь. Как только выбрали модель, переходите к дизайну. С принтами пусть определится сам ребенок. Конечно, родитель может изучить последние тренды и купить рюкзак с новыми мультипликационными героями. Но по-настоящему порадовать ребенка, а также придать большее желание ходить в школу поможет только выбор самого будущего первоклассника.

Как подготовить ребенка в первый класс

Бытовые навыки

Это одни из самых главных навыков, которыми ребёнок должен владеть к первому классу. Малыш должен уметь поддерживать себя и свои вещи более-менее в порядке, иначе ему будет сложно сориентироваться в школьной жизни, ведь воспитателя или нянечки рядом не будет. Зато будут одноклассники, которые готовы рассмеяться над неудачами и промахами.

Вот список умений, которыми должен владеть будущий школьник. Проверьте, готов ли ваш ребенок.

  1. Причесываться и мыть руки (без напоминаний).
  2. Собирать рюкзак самостоятельно. Можно купить его заранее, чтобы потренироваться собирать любимые игрушки, книжки и раскраски с карандашами для поездок на дачу.
  3. Складывать спортивную форму и сменку аккуратно, а не запихивать в рюкзак комом, вешать вещи в шкаф, а грязные отправлять в стирку.
  4. Одеваться и раздеваться самостоятельно. Завязывать неудобный шарф зимой придется самому! Застегивать пуговицы и крючки на брюках, завязывать шнурки. Если ребёнок выйдет из туалета с расстегнутой ширинкой… ну, вы поняли.
  5. К слову, научите ребёнка аккуратно пользоваться общественным туалетом — это тоже навык, которым нужно владеть.

Социальные навыки

Часто школа становится для ребёнка стрессом: чужие люди вокруг, которые от тебя постоянно чего-то хотят и требуют… Для малыша, привыкшего быть маминым солнышком и папиным зайчиком, это совершенно незнакомая ситуация.

Часто малыши, особенно те, кто не ходили в детский сад, ждут, что учитель обратится к ним лично и скажет, что делать: «Вася, доставай пенал и пиши эту черточку», поэтому игнорируют коллективные задания. Просто не понимают, что слова Марь Иванны, отнесенные ко всему классу, и для него должны быть руководством к действию. За три оставшиеся месяца подберите ребенку какой-то кружок, где общение педагога шло бы сразу с группой: рисование, но не один на один с учителем, а с десятком других малышей, тренировки в командных видах спорта и тому подобное.

Приучайте ребёнка к самостоятельности. Давайте поручения из нескольких действий. Например, «Собери посуду со стола и сложи ее в посудомойку». «Полей все цветы в доме, кроме кактуса». Потом посерьезнее. Вручите некрупную сумму денег и скажите: «Подойти вон к тому киоску с мороженым, купи мне и сестре пломбир, а себе эскимо. Не забудь забрать сдачу». Контролируйте исполнение неподалеку, но не стоя у ребенка «над душой», пусть почувствует себя взрослым. А если возникнет затруднение, обратится к вам за помощью.

Умение обратиться за помощью или с просьбой — это другой важный навык. В случае конфликтов — обращайся к взрослому. Заблудился в школе — спроси дорогу у учителя. Попроси повторить задание, если не расслышал или не понял. Или скажи медсестре, что плохо себя чувствуешь, если заболел.

— Хороший вариант — это использовать игрушки, чтобы проиграть разные сценки из школьной жизни, — считает семейный психолог Светлана Александрова. — На примере плюшевых заек и мишек можно по ролям отрепетировать, как должен реагировать человек в той или иной ситуации.

Как подготовить ребенка в первый класс

Психологические навыки

— Очень часто у детей встречается невнимательность — они отвлекаются на уроках и забывают про домашнее задание, — рассказывает психолог. — Можно помочь ребёнку с этим справиться. Потренируйтесь в течение лета — пишите небольшие списки дел на день, на неделю, и давайте ребёнку, чтобы он мог сам отмечать галочками все сделанное. Можно также давать какие-то рутинные задачи, чтобы развивать усидчивость, например попросить помочь перебрать гречневую крупу или развесить сушиться постиранные вещи. И тренируйте внимательность — замечайте вместе с ребёнком, сколько ступенек от входной двери вашего дома до лифта, какого цвета машина проехала мимо. Это можно делать в формате игры, во время прогулок.

Кроме того, чтобы ребёнку в школе было комфортно, он должен уметь терпеть и соблюдать дисциплину. Иначе высидеть даже один урок ему будет сложновато. Чтобы помочь ребёнку, учите его соблюдать правила. Для этого можно играть вместе в игры с правилами, в том числе настольные — в змейки-лесенки, «Монополию», «Уно» и другие.

В целом важно разговаривать с ребенком о школе. Как там и что происходит, кто кому подчиняется. Зачем вообще туда ходят — чтобы учиться новому, становиться умнее.

А готов ли малыш?

Юридически ребёнка могут зачислить в первый класс, если к 1 сентября ему исполнилось 6 лет и 6 месяцев. Могут принять и раньше, если он к этому готов.

Главный показатель готовности к поступлению в 1-й класс — интерес к учебе. Для здорового любознательного ребёнка школа со всеми атрибутами — это просто магнит.

Зрительно-двигательная координация. Без неё ребёнку сложно будет учиться писать. Чтобы её развить, можно проходить с ребёнком лабиринты на бумаге (все эти «покажи ежику самую короткую дорогу до грибка»), обводить предметы по контуру, рисовать по трафаретам и даже распутывать клубки.

Логическая память. Нужна, чтобы малыш не зазубривал тексты и формулы, а понимал их смысл. Чтобы её натренировать, можно проговаривать с ребёнком порядок действий в бытовых задачах — что в каком порядке делается и почему.

Аналитическое мышление. Будущий первоклассник должен уметь различать части и целое, а также понимать, где причина, а где следствие. Здесь полезны игры со словами, например составить как можно больше маленьких слов из одного большого. Можно вместе наблюдать за природой и объяснять ребёнку, почему и как идет дождь, гремит гром и так далее.

Если ребенок не готов, врачи и психологи рекомендуют посидеть ещё годик в подготовительной группе. Тем более что федеральный закон «Об образовании» это разрешает: верхняя возрастная планка для первоклассника — 8 лет (если ребёнок здоров и нет никаких других ограничений).

Adblock
detector