Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем. Именно так говорили об этом празднике наши предки, привлекая и приближая весну. Масленица – древний славянский праздник, история которого уходит еще в языческую культуру и связана со сменой времен года. Когда на Русь пришло христианство, Масленица, как и многие другие языческие верования и обряды, осуждалась церковью, но в XVIII веке именно церковь и сделала Масленицу частью православной культуры. Ей дали название Сырной седмицы и приурочили к последней неделе перед Великим постом, поэтому дата ароматного события каждый год стала меняться в зависимости от Пасхи. В этом году даты праздника выпадают с 12 по 18 февраля.

Масленица считается настоящим олицетворением весны. Главный ее символ тоже не случаен. Блины пекли не просто так – круглые и ароматные лакомства означали весеннее солнце, по которому за долгие зимние месяцы так сильно успевали истосковаться люди. Кроме того, форма блина означала круговорот событий и начало нового жизненного этапа. Интересно отметить, что у Масленицы есть и много других названий, одно из них – Комоедица. Комами на Руси называли медведей, которым наши предки несли первый праздничный блин, чтобы животные скорее проснулись поле зимней спячки. Так что «первый блин комам» (то есть медведям), а не комом, как у нас сейчас принято говорить.

Главный масленичный обряд – сжигание чучела Зимы. Наши предки верили: с огнем уйдет все плохое, что накопилось за морозную пору, холода отступят быстрее, а на их место придет цветущая и теплая весна. Как правило, чучело Зимы изготавливали из соломы, одевали в расписной сарафан, разукрашивали. Символ зимы несли через все село, а потом радостно сжигали на костре, под песни и пляски.

Масленица была и остается одним из любимый праздников на Руси. Во времена Ивана Грозного в эти дни гуляли не неделю, а целых две. Потом «разгуляй» сократили вдвое – долгое празднование плохо отражалось на здоровье веселящихся. При Петре I Масленицу стали праздновать с шутовскими представлениями, шествиями ряженых. Праздник назывался «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор». Екатерина II обожала устраивать в эти дни карнавальные шествия, которые впоследствии переродились в балаганную культуру и народные театры. Такое празднование Масленицы на европейский манер продолжалось почти 30 лет.

Традиционно масленичная неделя делилась на два периода: Узкая Масленица (понедельник, вторник, среда) и Широкая Масленица (с четверга по воскресенье). В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались и начиналась Широкая Масленица. У наших предков вся праздничная неделя была расписана по дням и каждый даже имел особое название: «Встреча» – понедельник (начало масленичных гуляний); «Заигрыш» – вторник; «Лакомка» – среда; «Широкий разгуляй-четверток» – четверг; «Тещины вечерки» – пятница; «Золовкины посиделки» – суббота; «Прощеный день» – воскресенье (заключительный день масленицы, время, когда уместно просить прощения за все обиды и прощать других).

Вот на таких истоках вырос современный и всеми любимый праздник. Если утро начинается с теплых блинов, сдобренных свежей сметаной, медом или вареньем, значит пришло время встречать весну и ее предшественницу – Масленицу, приглашать друзей на блины, и самим ходить в гости к родным и близким.

Уже традиционно, третий год подряд, большой праздник в честь проводов Масленицы проводится в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. 18 февраля на площадке Политеха соберутся не только студенты, но и жители Калининского района, чтобы вместе насладиться вкусными блинами, поучаствовать в веселых конкурсах и стать свидетелями того, как легко и интересно Политех соединяет традиционные масленичные гуляния и инновационные технологии, благодаря чему даже блины становятся вкуснее. Приглашаем всех политехников вместе с семьями и друзьями проводить Масленицу и дать дорогу долгожданной весне!

Душа ль ты моя, Масленица,
Перепелиные косточки,
Бумажное твое тельце,
Сахарныя твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться.

Уж не знаю, сколько людей сейчас ждут Масленицу, а раньше это был один из главных праздников в году. Раньше — это задолго до появления христианства, а также в те былые времена, когда новый год для русских наступал с приходом весны, пробуждением природы, началом работ на земле-кормилице. И поэтому Масленица была важным праздником для людей, встречей Нового года.

Кстати, до христианства Масленица всегда праздновалась в одно и то же время. Считается, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, и лишь с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

Более того, она была не просто праздником, а обрядовым действом, которое необходимо совершать, чтобы жить в ладу с природой. Если не соблюсти все обряды, вдруг год будет неурожайным? А это означало для людей голод и смерть. Поэтому Масленица, один из обрядовых праздников, — одна из битв за жизнь.

И этот праздник был настолько важен, что даже появление христианства не победило его, хотя праздник — языческий. Впрочем, многие языческие праздники в новой вере обрели лишь новую одежку, но, по сути, остались теми же. Правда, время и мировоззрения делают свое, и сейчас уже редко кто понимает суть всех народных обычаев в этот день.

Масленица — праздник плодородия. Все игры и забавы направлены на то, чтобы разжечь огонь в душах людей, а значит, совершить действо — помочь огню, теплу прийти на землю. Именно поэтому на Масленице приветствовалось все, что связано с плодородием: игры, которые, кстати, современным людям могут показаться не очень приличными, молодожены, которым полагалось целоваться при народе под шутки и подначки, неженатая молодежь.

Масленица — праздник обновления. В Масленицу нужно проститься со всем старым. Из души отпустить обиды. Негодные вещи предать огню. Это один из очистительных праздников. Само сжигание чучела Масленицы означало освобождение от старого, проводы зимы, холода и готовность в новой жизни. Не случайно ведь чучело в начале масленичной недели величали как красавицу, а в конце ругали ее, говорили, что она неряха, некрасивая, пора сжигать ее…

Наверное, истолковать в одной статье все древние обряды и обычаи этого праздника невозможно, да и не нужно. Хочется, чтобы наша современная культура не затемняла и не искажала истинного значения нашего исконного праздника. Может, не случайно древние люди столько веков подряд уделяли огромное внимание обрядам. Может, стоит их узнать, вспомнить и возродить, чтобы солнце светило ярче, лето было урожайным, а праздники были хлебосольными.

Масленица — один из самых любимых народом праздников, знаменующий наступление весны и Великого поста. В восприятии многих Масленица — это только блины и сжигание чучела, но история этого праздника, его обряды и их символическое значение куда глубже .

Начать хотя бы с того, что корни Масленицы уходят еще в дохристианскую славянскую мифологию. Для наших предков этот праздник имел огромное значение: люди провожали зиму, заклиная силы природы на раннее наступление теплой погоды и посевного сезона. Не будем забывать и о том, что в дохристианскую эпоху многие народы, славяне в том числе, жили по солнечному календарю — начало нового года, таким образом, приходилось на весеннее равноденствие. Получается, что когда-то Масленица была аналогом современного Нового года!

По мнению известного фольклориста Владимира Проппа, главной целью масленичных обрядов была стимуляция плодородия. Чучело Масленицы — это своеобразный отголосок умирающего и воскресающего божества, в которое верили едва ли не все народы. Саму идею умирания и последующего воскресения нашим предкам подсказал природный цикл. Раз природа замирает с наступлением зимы и оживает весной, значит, за этим стоит какой-то бог, логично решили древние люди. Позднее в христианской традиции место этого языческого умирающего божества занял…Иисус Христос.

Но Масленица — это не только «изгнание» зимы и наступление нового года. Это еще и время поминания предков! Как ни странно, поминальную сторону Масленицы Пропп связывает именно со стимуляцией плодородия. Крестьяне верили, что их ушедшие родные находились одновременно и в ином мире, и в земле, а потому могли как бы «влиять» на нее. Поэтому было чрезвычайно важно в этот день вспомнить ушедших, накрыть для них стол, чтобы не прогневить. Сегодня блины воспринимаются скорее как символ солнца, но все тот же Пропп подчеркивал, что для наших предков блины были обрядовой едой на поминках.

Впрочем, мнения исследователей об истоках Масленицы расходятся: современный фольклорист А.Б. Мороз считает, что оснований утверждать о том, что это праздник языческий, нет. По его мнению, народные обряды переосмыслили то, что предлагает церковь, а обильные трапезы в этот день — ничто иное как попытка вдоволь наесться перед постом.

Отмечалась Масленица так широко, что у каждого дня масленичной недели имелось свое название! Вся неделя делилась на Узкую Масленицу (первые три дня) и Широкую (последние четыре). С понедельника по среду еще можно было заниматься хозяйством, а вот с четверга все работы прекращались, и начиналось гуляние.

В понедельник встречали саму Масленицу — делали чучело Зимы, с пением возили на санях по деревне. В этот же день свекор со свекровью отправляли невестку погостить к родителям, а вечером наведывались к ним и сами. Конечно, начинали печь блины; первый отдавали малоимущим, чтобы те помянули усопших.

Вторник — заигрыши

Во вторник устраивали смотрины невест, ведь большинство обрядов на Масленицу сводились к тому, чтобы сыграть свадьбу на Красную горку, после Великого поста. С самого утра молодежь приглашала друг друга в гости на блины — а потом можно было и с горки покататься!

Среда — лакомка

В среду зять приходил к теще полакомиться блинами, и теща всячески выказывала ему свое расположение.

Четверг — разгуляй

Как мы помним, с четверга прекращались все работы, поэтому день проводили с размахом. Народ устраивал кулачные бои, катался на лошадях, а самым главным развлечением было взятие снежного городка. Во время гуляний пели масленичные песни.

Пятница — тещины вечорки

В пятницу ответное гостеприимство демонстрировал зять. Теща с подругами приходила в гости к дочери и ее мужу, где ее, разумеется, потчевали блинами.

Суббота — золовкины посиделки

В этот день наступал черед золовок, сестер мужа, и его других родственников отправляться в гости к невесткам. Что же они делали в гостях? Не поверите — снова ели блины!

Воскресенье — проводы

В конце недели провожали не только зиму, сжигая масленичное чучело. Подводился словно бы итог всего года. Все близкие люди просили друг у друга прощения за вольные и невольные обиды, причиненные за год. Вечером поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с родственниками — обычно с блинами и иногда с водкой. Наводили порядок, ведь ночью наступал Чистый понедельник, — сжигали остатки праздничной еды, тщательно перемывали после скоромного посуду, ходили в баню.

Аналоги Масленицы существуют во всех христианских культурах. Еще в 17 веке путешественники, оказавшиеся в Московии в 17 веке в праздничную неделю, подметили удивительное сходство Масленицы с европейскими карнавалами, проходившими примерно в то же время. Главный же праздник в большинстве стран христианской Европы приходится на «Жирный вторник». Во франкоговорящих странах и тех местах, где французская культура оставила свой след — например, в Новом Орлеане в Америке, — он называется Марди гра. Блины европейцы тоже пекут — но еще и пончики, и крендельки, и так называемый Царь-торт!

Есть своя Масленица и в Грузии — там она называется Берикаоба. Появление ее связано с культами языческих божеств Квириа и Телефа и языческими празднествами возрождения и изобилия. Само название праздника происходит от грузинского «берика» — актера древнего грузинского театра масок. А все потому, что раньше Берикаоба отмечали веселыми театральными представлениями, которые часто являлись импровизацией. И сейчас грузинскую Масленицу отмечают в формате карнавала: раньше надевать костюмы и маски могли только мужчины, а теперь ряжеными становятся все желающие. Берикаоба в Грузии так любят, что в 1981 году в Тбилиси даже появился памятник этому празднику: восемь фигур, запечатленных во время масленичного танца.

27 февраля 1978 года родился Каха Каладзе — грузинский политик, в прошлом футболист, игравший на позиции защитника в тбилисском и киевском «Динамо», «Милане» и «Дженоа». Был признан лучшим футболистом Грузии в 2001—2003 и 2006 годах и считается одним из лучших футболистов в истории страны.

Благодаря археологическим находкам ученым удалось доказать, что виноделием на территории Сакартвело начали заниматься больше 8 тысяч лет назад!

Желтый связан в нашем восприятии с легкостью, радостью, весельем — этим объясняется его активное использование в индустрии развлечений. Вспомните, например, логотип кинокомпании «Двадцатый век Фокс» или «Чупа-чупс» — одна только символика уже настраивает нас на позитивные ассоциации.

Масленица – традиционное празднество славян, уходящее корнями далеко в прошлое. С этим праздником связано много традиций и обрядов. По факту, это ритуал провожание Зимы и приветствие Весны. Что же значила Масленица для наших предков?

Во времена язычества древние славяне праздновали весеннее равноденствие – 7 дней до солнцестояния и еще неделю после. В эти две недели входила целая система обрядов, посвященных пробуждению природы и превращению солнца-дитя по имени Хорс в солнце-юношу Ярило. В связи с обожествлением солнца, родилась традиция выпекать блины, напоминающие по своей форме, цвету и температуре ярчайшую звезду нашей галактики. Называлось гулянье Комоедица. Люди накрывали столы и выставляли свежие блины, выпечку, кисель, сваренный из овсянки, мёд и различные кушаньями. Пятую часть от всех угощений ставили к священному огню, для душ умерших родителей. После этого, преподносили жертву медведю – хозяину леса, который считался олицетворением Велеса. И наконец, настало время угощать друг друга блинами. Ряженные в маски и костюмы, водили хороводы, прославляли предков, богов, славянский род, и смотрели представление скоморохов. Кто-то из толпы кидает снежок в куклу Марену – символизирующую зиму. Так начинаются проводы зимы. Большим количеством снежков куклу сбивают с помоста и сжигают на костре, подкидывая в огонь мусор, старые вещи и сопровождая это действо песнями и хороводом. А потом начинается самое интересное – церемония пробуждения медведя. Переодетый в медведя смельчак прячется в валежнике, а остальные участники пытаются его разбудить, кидая в него палки, снежки и громко крича. Но «медведь» должен проснуться от того, что молодая девушка должна попрыгать на нем, а затем убежать, оторвав от него кусок шкуры. Тогда, ряженый бежит следом и пытается отобрать то, что она украла. Как только «медведь» получает свою вещь – празднование набирает полную силу. Начинается пир, игры разные, бои, прыжки через костер. В окончании праздник, гуляющие обмениваются пряниками, просят прощения, целуются и низко кланяются. Для язычников праздник означал память человечества чрез богов, освобождение души от несерьезных беспокойств.

С приходом христианства, многое изменилось. Церковь перенесла сроки гуляний на 7 дней до начала Великого поста. С признаками язычества пытались бороться. Как оказалось, древние славяне поклонялись не Матушке-природе, а жестоким богам, с человеческими жертвоприношениями. Существует мнение, якобы христианство – наиболее терпимая религия из всех. Христианская церковь не только приняла Масленицу, но сделала народный праздник проще, веселее и ярче. Именно такой дошла Широкая Масленица до наших дней. Но всё же, от язычества осталось немного веяний: в конце празднования Блинной недели сжигается чучело, характеризующее зиму, главным лакомством остались блины. Ну и конечно, народные гуляния никак не выдрать из души русского человека. На Руси, хорошая плодородная земля являлась жизненно необходимой вещью для крестьянина. В связи с этим, в масленичную неделю, обязательно поминались уши умерших предков. Было поверье, что захороненные прародители в земле, имеют власть над плодородием и поэтому старались уделять усопшим много внимания, чтобы урожаи были богатыми. Так появилась традиция отдавать первый блин за упокой. Народное гулянье начали делить на две части. Одна половина недели (с понедельника по среду) именовалась Узкой Масленицей, когда разрешались хозяйственные и прочие дела. А во вторую половину (с четверга по воскресенье) начиналась Широкая Масленица – только отдых и празднование, всякие работы запрещены. К тому же, дни недели обрели персональные имена. Понедельник – это встреча Масленой недели. В утро первого дня, молодая девушка уходила в дом своих родителей печь блины, чтобы вечером принять в гости свекра и свекровь. Для развлечения были построены горки, качели и всяческие развлечения.

Создавалось чучело Масленицы, из соломы и изношенных вещей, насаживалось на палку и в течение дня куклу катали по улицам. В некоторых селах водили корову, обутую в лапти, ледяного коня или козу, украшенную платком. Вторник назывался «заигрыши». К этому дню с удовольствием готовились юноши и девушки. Проходили смотрины, молодежь скатывалась с горок, гости кушали блины и каждый присматривал себе пару, дабы вступить в брак по окончании Пасхи. Среда называлась «лакомка». В третий день недели женщины приглашали мужей своих дочерей, накрывали стол, тем самым, показывая свое хорошее отношение к зятю. Отсюда и пошло высказывание «к теще на блины». Четверг был началом Широкой масленицы, и имя ему было «разгул». С этого дня отмечание набирало полный ход. Целые семьи выходили на улицы, где их ждали всевозможные развлечения. И конные прогулки, и бой на кулаках, и угощение блинами, и, непременно, атака снежного городка. Из снега строился небольшой «город», со стенами и арками. В нашествии участвовали две команды – атакующие и защищающие. Осаждали город на конях, а защищали пешие. Отбивались пехотинцы ветками или холостыми выстрелами из ружей. Осада, несомненно, должна была закончиться обрушением городка. Победившим считался первый прорвавшийся, которого в финале «мыли снегом». Традиционно, такие налеты заканчивались переломами и серьезными травмами. В наше время, игра приобрела более спокойный темп. В другом варианте, «городком» назывался столб, который обтирали растительным жиром, а на верхушку подвешивали подарки. Здесь, победителем считается тот, который сможет взобраться на верхушку.

В Старооскольском районе молодые юноши начинали проказничать – то дверь бревном подопрут, то снегом засыплют окна и ворота, то телегу на сарай закинут. В Ярославле стучались в дома и пели под аккомпанемент музыкальных инструментов, за что им вручали деньги или потчевали вином. В пятницу в гости ходила тёща. И не к кому-нибудь, а к своему зятю, где блинами её угощала собственная дочь. Причем женщина могла взять с собой родственников или подруг, и теперь наступила очередь зятя проявлять свое отношение к матери жены. В связи с этим, пятницу прозвали «тёщины вечерки». В шестой день недели гостей принимала невестка – звала к себе сестру мужа. Интересная особенность, что если золовка являлась семейной дамой, то женская половина остальных гостей приглашалась замужняя, а ежели золовка свободная – то и подруги могли быть холостыми. На «золовкины посиделки» невестка преподносила родственнице приятный подарок и кормила всех блинами. Воскресенье является высшей точкой празднования. Родственники приносят извинения друг другу, моются в бане, и приходят на кладбище – помянуть усопших. Главным событием этого дня становится сожжение чучела Масленицы. Там же сжигали остатки праздничной еды, а пепел рассыпали по полям, освящая землю.

В Татарстане, в этот же костер бросали маленьких кукол Масленицы, что означало уход всех проблем и неприятностей. Блинная неделя была поводом для выброса отрицательной энергии, которая накопилась за зиму и примириться с теми, с кем был в ссоре. На Руси было множество празднеств, обряды и традиции которых, имели большое значение для людей. В том числе и Масленица. К примеру, кулачные бои в язычестве имели глубокий смысл. Кровь, пролитая в таких побоях, считалась своего рода жертвоприношением душам или богам. Интересной традицией отдельных районов, было раздевание догола. Организаторы празднества в финале снимали с себя одежду и движениями тела показывали мытье в бане или произносили речь нагишом. В наше время это выглядит смешно и дико, но в те времена это несло в себе серьезный смысл. Действо обозначало смерть и рождение, ведь каждый человек появляется на этот свет и уходит на тот обнаженным, у него нет ничего за душой, чтобы унести с собой в могилу.

В современном мире многие ритуалы и обычаи канули в лету. Лишь в далеких глубинках сохранены остатки былого. В городах люди заняты своими компаниями, машинами, бизнесом, партнерами…. Некоторые из них, отмечают Масленицу только выпечкой блинов, из-за напоминания старшим поколением. Время неумолимо движется вперед, оставляя позади прекрасное наследие предков – культуру общения. В городских гуляниях всё меньше встречается смельчаков, которые поучаствуют в кулачных боях или заберутся на столб за подарком. Всё больше зевак и сторонних наблюдателей. Но, как известно, время движется по кругу – и будем надеяться, что Масленица вновь станет шумным весельем и яркой забавой.

В трудное время особенно нужны древние мудрые праздники. Сейчас в разгаре – Масленица, а значит, пора навестить родственников, пригласить в гости друзей и соседей. О том, как встретить весну по-русски, рассказал историк Николай Сапелкин.

То праздник, то пост

— Русские традиции бессметны, русские праздники – шумные, разгульные, и Масленица – в их числе. Но если раньше люди сами участвовали в праздновании, то сегодня мы стали зрителями, а праздник в наших сёлах и городах проводят работники культуры.

О том, какой была Масленица в старину, можно лишь догадываться. Наши предки были солнцепоклонниками и чтили циклы этого светила. Летнее солнцестояние было праздником Ивана Купалы, с зимнего – начинались святки, а к весеннему равноденствию была приурочена Масленица.

Как и во всех земледельческих культурах Евразии, праздники чередовались с постами: важно было отдохнуть, чтобы не надорваться, а затем ограничить себя, чтобы не впасть в бытовое разложение.

Изначально Масленицу праздновали аж две недели. Разумеется, примерно: от ближайшего ко дню весеннего равноденствия полнолуния до праздника Жаворонки, который в нашей местности отмечается 23 марта.

— А правда ли, что Масленица была празднованием Нового года? Ведь у наших предков он начинался как раз с наступлением весны.

— Изначально все солнечные праздники у нас были равнозначны. Поэтому в разные периоды нашей истории Новый год праздновали в марте, в сентябре или в середине зимы, как сейчас. Только летом это делать нелогично, поскольку разрывается цикл сельскохозяйственных работ.

В марте Новый год отмечали с X по XV века – от принятия христианства до царствования великого князя Ивана III, который перенёс празднование на сентябрь вслед за византийской церковной традицией.

Но в конце зимы всегда начинался новый сельскохозяйственный год. С этим связан праздник Починки – на следующий день после Сретения, когда, по народным представлениям, зима с весной встречались. Нужно было отремонтировать телегу, конскую сбрую, пересыпать – подготовить к посеву – зерно.

Но откуда взялось само слово «масленица»? К концу марта стельные коровы уходили в запуск – их переставали доить, и крестьянки освобождались от значительной доли ежедневного труда. Можно было заняться накопленным маслом: зимой оно не портилось, но к началу весенне-полевых работ его нужно было перетопить, положить в горшочки, пересыпать солью и поставить в погреб.

«Млин» горелый

— Масленица начинается с первого блина, а он, как известно, — комом. Откуда пошла эта поговорка?

— Бытует маргинальная точка зрения, что на Руси комом называли медведя. Конечно, это вздор. Блин комом от того, что сковорода не прогрелась или тесто слишком жидкое.

Церковь долго боролась с языческими праздниками, победить не смогла, но включила в календарь и придала им новое содержание. Так произошло и с Масленицей: её «пристегнули» к Великому посту и сократили до девяти дней — с Родительской субботы до Прощёного воскресенья.

Но ещё в начале XX века в разных регионах России, и в том числе в Воронежской губернии, праздник кое-где начинался в пятницу. Дело в том, что пятница была выходным для женщин: в этот день, посвящённый языческой богине Макоши, не пряли, не ткали, не шили, не вышивали.

— Если все были не зрителями, а участниками праздника, значит, требовалось распределить роли. Чем же занимались наши предки в эти дни?

— Основной смысл праздника заключался в том, чтобы навестить родных и познакомиться с будущими родственниками. Вопрос замужества дочери и поиска хорошей хозяйки для сына был актуален всегда.

Но всё начиналось с поминовения усопших. Малая Масленица, которая продолжалась с пятницу по воскресенье была посвящена именно этому.

Отсюда и вопрос – что такое блин? Символ солнца или поминальная пища? Например, Академик Рыбаков говорил о солярном знаке. Но ведь нужно иметь в виду, что блины были не жёлтыми и яркими, как нынешние блинчики, а тёмными – ржаными и подгоревшими. Их не жарили на сковородке, а запекали в печке. Так что с солнцем их роднила только круглая форма.

Блин – самый древний продукт из муки. И его название происходит от слова «млин», которое как раз и означало перемолотое зерно.

Смерть человека связана со многими хлопотами, времени на всё не хватает. Хлеб в печи нужно готовить целые сутки, а блины – всего час. Вот они и стали атрибутом поминок. Так же как позднее курица. Ведь если человек умер летом, забить корову или свинью не получится – мясо испортится. А курица маленькая и всегда под боком.

Кроме блинов, на Масленицу ели и мясные блюда – доедали всё, что осталось от забитой на зиму скотины. И только сало с солониной запасали для весенне-полевых работ.

В поминальные дни за столом всегда оставляли место для усопших и кликали их разделить трапезу, которую потом не убирали: чтобы покойники и ночью могли прийти полакомиться.

В гости и на прогулку

— И как всё это уживалось с христианским представлением о мире?

— На протяжении веков церковная и народная традиции приспосабливались друг к другу. Малую Масленицу сменяла Узкая, которая продолжалась с понедельника по среду. В эти дни строили рели – качели, — балаганы, делали чучела. И эта развлекательная культура воспринималась властями и церковными иерархами как антихристианская.

Из песни слова не выкинешь: из жизнеописания святителя Митрофана Воронежского мы знаем, что в бытность епископом он требовал от воевод отправлять стрельцов рубить качели и сжигать гусли.

Но со временем страсти утихли. Солнечные символы остались во всех народных праздниках. Если для Святок характерно «восходящее солнце» — колесо на шесте, то на Масленицу оно уже высоко – на оглобле или на столбе с подарками. На Купалу, когда день начинает сокращаться, «солнечные» колёса поджигали и пускали вниз с горы.

Удалось отстоять и Кулачки – в Воронежской области они фиксировались вплоть до 60-х годов прошлого века, с ними уже боролась не церковь, а милиция.

Понедельник – Встреча, в этот день было принято приходить в гости к сватам. Вторник был посвящён молодёжным гуляниям и катаниям на санях. Парни присматривали себе невест. В Среду-лакомку нужно с блинами ходить по соседям.

Время с четверга по пятницу – Широкая Масленица. Четверг – Разгуляй: в этот день кликали весну, ставили столбы с подарками. Залезая на них, мужчины, как и на Кулачках, показывали силу и удаль.

В пятницу – на Вечёрки – делали ответные визиты к родственникам, которые приходили в понедельник и среду. Традиция Прощёного воскресенья хорошо известна и сегодня.

Ещё четыре дня шли Тужилки по Масленице. На них как раз приходились Кулачки. Кроме того, в эти дни полоскали рот водкой – чтобы во рту ничего скоромного не осталось. Это же помогало бойцам снизить болевой порог. А после обязательно ходили в баню, чтобы смыть кровь, прогреть синяки и шишки. Родители отпускали взрослых детей на прогулку с друзьями и подругами.

И, конечно, с Масленицей связаны Жаворонки, когда пекли «жаворонков», приветствуя возвращавшихся с юга птиц.

Душа ль ты моя, Масленица, Перепелиные косточки, Бумажное твое тельце, Сахарныя твои уста, Сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости На широкий двор На горах покататься, В блинах поваляться, Сердцем потешиться. Читает Юрий Берингов Скачать в mp3 (3. 6 Mb / 03:56 мин. )

Уж не знаю, сколько людей сейчас ждут Масленицу, а раньше это был один из главных праздников в году. Раньше — это задолго до появления христианства, а также в те былые времена, когда новый год для русских наступал с приходом весны, пробуждением природы, началом работ на земле-кормилице. И поэтому Масленица была важным праздником для людей, встречей Нового года. Кстати, до христианства масленица всегда праздновалась в одно и то же время. Считается, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, и лишь с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

Более того, она была не просто праздником, а обрядовым действом, которое необходимо совершать, чтобы жить в ладу с природой. Если не соблюсти все обряды, вдруг год будет неурожайным? А это означало для людей голод и смерть. Поэтому Масленица, один из обрядовых праздников, — одна из битв за жизнь.

И этот праздник был настолько важен, что даже появление христианства не победило его, хотя праздник — языческий. Впрочем, многие языческие праздники в новой вере обрели лишь новую одежку, но, по сути, остались теми же. Правда, время и мировоззрения делают свое, и сейчас уже редко кто понимает суть всех обычаев в этот день.

Масленица — праздник плодородия. Все игры и забавы направлены на то, чтобы разжечь огонь в душах людей, а значит, совершить действо — помочь огню, теплу прийти на землю. Именно поэтому на Масленице приветствовалось все, что связано с плодородием: игры, которые, кстати, современным людям могут показаться не очень приличными, молодожены, которым полагалось целоваться при народе под шутки и подначки, неженатая молодежь.

К, примеру, парни воровали обувь и девки бегали босиком по снегу. В некоторых местах Чучело Масленицы делали дородным, с большой грудью и попой. Парням было очень важно потрогать за попу Масленицу в дни гуляний.

Масленица — праздник обновления. В Масленицу нужно проститься со всем старым. Из души отпустить обиды. Негодные вещи предать огню. Это один из очистительных праздников. Само сжигание чучела Масленицы означало освобождение от старого, проводы зимы, холода и готовность в новой жизни. Не случайно ведь чучело в начале праздничной недели величали как красавицу, а в конце ругали ее, говорили, что она неряха, некрасивая, пора сжигать ее…

Наверное, истолковать в одной статье все обряды и обычаи этого праздника невозможно, да и не нужно. Хочется, чтобы наша современная культура не затемняла и не искажала истинного значения нашего исконного праздника. Может, не случайно древние люди столько веков подряд уделяли огромное внимание обрядам. Может, стоит их узнать, вспомнить и возродить, чтобы солнце светило ярче, лето было урожайным, а праздники были хлебосольными…

Что категорически не рекомендовалось делать в эти дни, какие обычаи и приметы Масленицы сохранились с древних времён.

Масленица в славянском обрядовом календаре означала пробуждение весны и бегство зимы. У древних славян эти дни назывались Комоедицей, наши предки чествовали покойников, чтобы те послали урожай.

Что можно делать

По сути, праздновать Масленицу начинали уже в Родительскую субботу — накануне Масленой недели. В 2023 году она выпадает на 18 февраля. В этот день обязательно ходили в храмы, отстаивали службу, заказывали поминовение усопших, ставили свечи на канун — квадратную подставку, предназначенную для поминовения покойников. Особенно усердствовали те, кому накануне начинали сниться умершие родители. Сниться и жаловаться, что-де «ножки болят» да «поясницу ломит». «Покойник снится, помину просит», — так говорили на Руси и начинали сами усиленно молиться за покойных родственников. В Родительскую субботу устраивали поминальный обед, на котором вспоминали всех умерших в семье и раздавали милостыню нищим и бедным соседям.

На Масленицу обязательно рядились стариками и старухами, цыганами, волками, овцами, воронами и водяными и, так разодетые, ходили друг к другу в гости, веселили народ и получали за это награду: пироги, блины, пряники. Этнографы считают, что обычай рядиться размывал понятия «свой – чужой» и как бы позволял покойникам проникать из того мира в этот, смешиваясь с толпой. Именно поэтому хозяева были обязаны угощать ряженых блинами, да пожирнее, — вдруг под маской скрывается кто-то из близких им покойников.

Ещё один обычай, который присущ Масленице на Руси, — это обильный стол всю неделю. Таким образом крестьяне как бы заклинали весь новый год быть сытным и урожайным.

Adblock
detector